NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT

19:5. В облачении, имитирующем царские одежды, как и в случае с Агриппой I в Александрии (см. коммент. к 19:2), Иисус предстает перед толпой не как истинный царь, а Как безвредный шут. Титул «Человек» иронически противопоставлен обвинению в том, что Иисус «сделал Себя Сыном Божьим» (19:7); кроме того, это может быть пародийным приветствием царя, вроде «Вот царь!» (контрастирующим с приветствием в начале Евангелия — 1:29).

19:6. Предложение Пилата звучит как насмешка: иудейские власти не имели права приводить в исполнение смертный приговор, а если бы даже имели, то не через распятие, а через побивание камнями.

19:7-9. В Ветхом Завете Мессия (и весь род Давидов) именуется Сыном Божьим (2 Цар. 7:14; Пс. 2:7; 88:28); в широком смысле, сыном Божьим был и весь Израиль (Исх. 4:22; Втор. 8:3; Ос. 11:1). Но даже необоснованные мессианские притязания не рассматривались в иудаизме как преступление, заслуживающее смертной казни, если только лжепророк не призывал к поклонению другим богам. Обвинители Иисуса, таким образом, противоречат собственному толкованию учения закона о Мессии (10:34—36); но, возможно, ирония Иоанна еще глубже: ветхозаветному предсказанию о том, что Сыну Божьему предстоит умереть, поверил только Пилат (ср.: Ис. 53). Пилат подходит к обвинению очень осторожно. Хотя многие странствующие философы, объявлявшие себя сынами богов, не воспринимались всерьез, считалось, что некоторые из них действительно обладают божественной мудростью или могуществом, и Пилат, возможно, опасается оскорбить такого могущественного человека. Некоторые римляне относились к религии цинично, но многие верили в существование богов; учитывая, что репутация еврейских магов была в древности очень высока, Пилат проявляет особую осторожность.

19:10. Решение Пилата „обладало законной силой во всех делах, связанных с вынесением смертного приговора; ему даже не требовалось прислушиваться к рекомендациям своего совета, или consilium. Он имел право разбирать все дела, касающиеся общественного порядка, даже если при этом не были нарушены какие-то определенные законы. В римском праве молчание не считалось признанием вины, но в данном случае проблема, которую решает Пилат, заключается не в виновности или невиновности, а в религиозных и политических последствиях того или иного решения.

19:11. В иудаизме власть правителей считалась временно дарованной Богом, Который будет судить их в конце времен; понятие «небо» (здесь — «свыше») иногда использовалось евреями для именования Бога (чточасто встречается в этом Евангелии). Здесь Иисус, вероятно, имеет в виду, что власть Каиафы, в отличие от власти Пилата, незаконна; первосвященники назначались на свой пост пожизненно, но римляне моглисмещать одних и назначать других по своему усмотрению и следуя принципу политической целесообразности.

19:12. Римляне уважали мужество перед лицом смерти (напр., у них вызывал восхищение юный спартанец, который молча терпел, когда лисица поедала его внутренности, но не нарушил воинского устава). Ответ Иисуса подтвердил опасения Пилата, что перед ним истинный посланец Бога, а не просто уличный философ, который обожествляет себя.

Восемнадцатого октября 31 г. Сеян, политический покровитель Пилата в Риме, лишился власти, и Пилат боялся дать повод для неблагоприятных отчетов о своей деятельности. Но суд над Иисусом, вероятно,происходил до 31 г.; обвинение в 19:2 было тяжким, даже если бы Сеян еще пользовался влиянием в Риме: император Тиберий с большим подозрением относился к любым разговорам о предательстве, и малейшийнамек на то, что Пилат поддерживает самозванного царя, мог привести к казни самого Пилата. Филон сообщает, что закат карьеры Пилата начался еще раньше, когда иудейские вожди написали на него жалобу императору.

«Друзья» могущественных патронов находились в политической зависимости от них, и быть «другом кесаря» почиталось за особую честь. В древности при дворе греческих и ближневосточных царей существовала особая должность — «друг царя» (в том числе в Израиле, начиная с Давида и кончая царями, правившими после Ирода Великого); таким же официальным титулом с политическим оттенком был титул «друг кесаря».

19:13. Некоторые комментаторы считают, что «Лифостротон» — это каменная мостовая в крепости Антония на Храмовой горе; однако эта мостовая, вероятно, относится к более позднему периоду. По всей видимости, здесь речь идет о каменном возвышении близ дворца Ирода, служившего резиденцией римскому наместнику. Известно, что и Пилат, и его преемник выступали с этого возвышения перед народом Имеются данные, что губернатор объявлял смертный приговор, восседая в судейском кресле (см. коммент. к Рим. 14:10—12)

19:14. В «день приготовления» закалывали пасхального агнца, которого полагалось съесть ночью (ср. коммент. к 18:28). (По еврейскому счислению времени день продолжался от захода до захода солнца: таким образом, вечер пятницы уже считался началом субботы.) Позднейшие раввины подсчитали, что жертвоприношение начиналось раньше, в канун Пасхи, но заклание пасхальных агнцев, вероятно, продолжалось весь день и завершалось около времени вечернего жертвоприношения, когда умер Иисус (около трех часов дня).

«Час шестый» означает либо полдень, либо, по другому счету, шесть часов утра, в предрассветное время. Возможно, у Иоанна это время символически связано с 4:6 или с Пасхой (многие исследователи утверждают, что заклание пасхальных агнцев начиналось около полудня). (В другом крупном произведении Иоанна, Книге Откровение, время также имеет символический смысл.)

19:15,16. Освободить того, кто обвинялся в измене или в оскорблении maiestas (величия) императора, означало для Пилата подвергнуться такому же обвинению, особенно в правление Тиберия, который страдал манией преследования как никакой другой правитель I в. Хотя Пилат не приспосабливался к обстоятельствам, когда в этом не было необходимости, он был известен тем, что мог пойти на уступки толпе. Как наместник провинции, он обладал полным правом выносить смертный приговор. Распятие было традиционным римским методом казни рабов, мятежников или других преступников, которые не являлись римскими гражданами (как большинство палестинских евреев).

Передавая выкрики из толпы, Иоанн в очередной раз горько иронизирует: евреи день и ночь молились о царственном Мессии, а в одной из еврейских молитв, которая стала неотъемлемым элементом празднования Пасхи (во всяком случае, в последующие времена), звучала формула «нет царя, кроме Бога» (см. также коммент. к 833).

19:17-22 Распятие