NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT

8:8. Здесь Павел, вероятно, излагает точку зрения «сильных», коринфской элиты, с которой он в целом соглашается, за исключением реплики в 8:9.

8:9. Философы обычно считали, что «все» принадлежит им и что они вольны поступать как им заблагорассудится. Некоторые из них, например киники, не обращали внимания на социальные установления. Что касается еврейских раввинов, то они, даже будучи уверенными в своей правоте, считали необходимым ограничивать свои права и подчиняться мнению большинства своих коллег во имя сохранения мира. Еврейские учителя полагали, что «соблазн», или совращение человека с Божьего пути, хуже, чем убийство, поскольку это лишает жизни в грядущем мире.

8:10—13. Тот, кто считает употребление посвященного идолам мяса допустимым, даже если это подразумевает участие в идолопоклонстве, неверно понимает точку зрения «сильных». (Аналогичным образом, фарисеи говорили, что если кто-то видит фарисея, принимающего пищу от неверующего, это отнюдь не означает, что с нее была уплачена десятина; возможно, фарисей просто положил в своем сердце,что отдаст с нее десятину по возвращении домой.)

9:1-14 Достойный материальной поддержки

Призывая состоятельных коринфских христиан отказаться от своих прав (гл. 8), Павел иллюстрирует этот принцип на примере собственного отказа от прав (гл. 9), а затем продолжает обсуждение проблемы идоложертвенной пищи (гл. 10). Древние моралисты обычно разъясняли сущность нравственных истин на своем примере, и слушатели рассматривали их жизнь и наставления как практическое руководство, научающее, как жить. Для позднейших раввинов образ жизни некоторых прославленных еврейских учителей даже служил правовым прецедентом.

9:1,2. Под «свободой» философы обычно понимали свободу от ложных идей, а также от собственности и связанных с нею забот, т. е. самодостаточность. Представление о свободе часто ассоциировалось с «властью»или «правами»; призывая своих читателей не злоупотреблять «свободой» (8:9), Павел жертвует и своими собственными правами (9:4,5).

9:3. Здесь Павел преследует цель найти убедительный пример в поддержку наставлений, изложенных в гл. 8; но, имея это в виду, он прибегает к жанру «апологетического послания» («защишения»). Некоторые состоятельные члены общины выказывали недовольство тем, что Павел был простым ремесленником, и этим отличался от большинства странствующих учителей (см. ком-мент, к 9:6). Тема, которая выглядит здесь второстепенной, станет центральной позднее, когда другие странствующие учителя используют недовольство этой группы верующих в своих интересах (см. коммент. ко 2 Кор. 12:13-18).

9:4. Здесь Павел утверждает свое право на материальную поддержку; см. коммент. к 9:1,2,6.

9:5. В еврейской Палестине ученики, покидавшие дом, чтобы обучаться у живущего в отдалении учителя, не брали с собой своих жен; точно также поступали ученики Иисуса. Но в тех редких случаях, когда апосто-лы, подобно киникам, находили себе подходящих спутниц жизни (см. коммент. к 7:32—35), они брали их с собой в качестве помощниц. Павел представляет себя и Варнаву как исключение из общего правила (апостолы были женаты).

Хотя в любовных песнях древних египтян и евреев (Песн. 4:9-12; 5:1) жены ласково именовались «сестрами» (см. также: Тов. 8:4,7), здесь это понятие означает просто сестру во Христе (т. е. христианку).

9:6. Философы добывали средства к существованию различными путями: одни находили себе богатого патрона, который приглашал их в качестве знаменитостей выступать с речами на званых обедах; другие давали уроки и платные наставления; третьи собирали подаяние (что, несмотря на всеобщее презрение, практиковалось киниками); но наименее приемлемым вариантом был физический труд. Хотя ремесленники обычно гордились своей работой, аристократы и их единомышленники презирали физический труд. Социально «сильная» партия в церкви, несомненно, была заинтересована в том, чтобы их отец-основатель не работал.

9:7. Если общество платит работникам, то почему нельзя оплачивать служение апостолов?

9:8—10. Текст Втор. 25:4 был задуман как правило, согласно которому трудящийся должен быть накормлен; здесь Павел рассуждает в духе традиционной раввинской аргументации qal vahomer: если Бог печется о волах, то насколько же более заслуживает вознаграждения человек! Некоторые еврейские учителя считали, что Божьи наставления, в которых фигурируют животные, предназначены для того, чтобы преподать людям основные правила.

9:11,12. Павел отказывается от своего права на материальную поддержку, чтобы не нанести вреда распространению Евангелия. Многие странствующие учителя зависели от материальной помощи окружающих, и если бы слушатели думали, что Павел относится к числу подобных учителей, они быусомнились в искренности мотивов его бла-говествования или сочли бы его клиентом церковной партии «сильных». Философы спорили между собой, должно ли их заботить общественное мнение. Некоторыестоики и большинство "киников жили как им нравилось, не думая о мнении окружающих; другие философы считали, что они не должны давать людям повода для обид, поскольку хотели приобщить их к философской мудрости.