NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT

10:21. Принадлежностью языческого культа были так называемые «столы для жертвоприношений богам» (напр., столы Сераписа), которыми были оснащены многие храмы на древнем Ближнем Востоке. Выражение «трапеза Господня» (£ в оригинале и в английских переводах — «стол Господень») используется в Ветхом Завете как синоним жертвенника (напр.: Мал. 1:7; ср.: 1 Кор. 9:13). Застольное общение связывало участников трапезы узами дружбы.

10:22. Павел выдвигает риторическое возражение, но его читателям, знакомым с Ветхим Заветом, известно, что Бог ревнив и не допускает почитания других богов (напр.: Втор. 32:17,21; см. коммент. к 1 Кор. 10:19,20).

10:23. Греческие учителя применяли такие критерии, как «польза», для определения целесообразности совершения тех или иных действий. Павел снова выдвигает риторическое возражение («Все мне позволительно») и опровергает его («Но не все полезно»), как было принято в древних нравоучениях.

10:24-11:1 Щадите совесть окружающих

10:24,25. Все, что оставалось от жертвоприношений, доставлялось на рынок, располагавшийся на агоре, — большой площади в Коринфе (неподалеку от которой некогда работал и сам Павел; Деян. 18:3). Не все мясо, которое там продавалось, было идоложертвенным. В сравнительно больших городах иудеям часто разрешалось иметь свои собственные рынки, где они могли продавать и покупать чистую пишу. В других местах они всегда интересовались происхождением мяса. Но еврейские учителя рассматривали непреднамеренные грехи как «легкие»; таким образом, Павел мог согласиться, что тот, кто стремится скрупулезно выполнить предписания закона, может удовлетвориться сентенцией: «То, чего не знаешь, не должно тебя тревожить». Поскольку большинство людей не могли позволить себе покупать мясо, заменяя его в своем рационе рыбой или зерновыми, Павел здесь обращается в основном к состоятельным членам общины.

10:26. Павел цитирует Пс. 23:1, который прославляет величие и могущество Бога; Он истинный и живой Бог, и все сущее принадлежит Ему, а не идолам или бесам. Еврейские учителя, возможно, уже во времена Павла, использовали этот текст как доказательство необходимости возносить благодарность Богу за пищу.

10:27-29. В большинстве храмов были собственные трапезные, и людей приглашали вкусить пищи «за столом Сераписа» или других языческих богов. Совершенно очевидно, что еда, которая там предлагалась, была идоложертвенной. Но людей приглашали и на пиры в богатые дома, где они не могли точно знать происхождение предлагаемого там угощения. Евреи, которые избегали употребления нечистой пищи (напр., свинины), обычно в таких трапезах не участвовали, но они не осуждали язычников, которые ели свинину, до тех пор, пока те воздерживались от идолопоклонства. Иногда евреи предпочитали осквернению «нечистой» пищей мученическую смерть и полагали, что язычники, которые заявляют о своей вере в Бога, могут, поменьшей мере, отказаться от употребления идоложертвенной пищи.

10:30. Как и евреи, христиане всегда воздавали благодарение за пищу перед едой (и — по крайней мере, в семьях благочестивых палестинских евреев — после еды).

10:31. Еврейские учителя подчеркивали, что все должно делаться во славу Бога, как здесь и говорит Павел; некоторые философы утверждали, что свою жизнь следует посвятить только тому, что имеет значение длявечности. В Ветхом Завете Бог настоятельно требует, чтобы вся жизнь Его народа была посвящена Ему (Втор. 6:4,5; Пс. 62:2,3). Павел рассматривает такие убеждения как единственно верные и связывает их с доверием к Евангелию (1 Кор. 10:32,33).

10:32,33. См. коммент. к 9:19-23.

11:1. Павел уже представил себя в качестве образца (гл. 9) в следовании правилу, которое он сформулировал в 10:32,33; философы часто призывали учеников строить жизнь, подражая их примеру.

11:2-16 О женских покрывалах

Павел возвращается к теме пиши в 11:17—34 (гл. 8—10), но здесь он делает краткое отступление от основной темы, обращаясь к вопросу, который стоял в коринфской церкви и который касался тех, кто был готов отказаться от своих прав (11:10). Отступ-ления были характерны для древней литературы.

Женские волосы в древности были объектом вожделения, и во многих странах Средиземноморья женщинам предписывалось покрывать голову. Считалось, что женщина с непокрытой головой вызывает у мужчин похоть, — точно так же, как думают в некоторых современных культурах о женщине в купальнике. Женские покрывала были обязательны в еврейской Палестине (где было принято прикрывать даже лицо) и в других местах, но женщины, принадлежавшие к высшему кругу, стремились продемонстрировать свои модные прически, и потому не носили покрывал. Поэтому Павел вынужден рассмотреть и этот конфликт — между привычками членов церкви из высших кругов и озабоченностью простолюдинов нарушением приличий. (Греки обнажали головы на богослужении, а римляне — наоборот, что также могло создавать проблемы в Коринфе, который был одновременно и греческим, и римским городом. Но поскольку эти обычаи соблюдались независимо от пола, они, вероятно, не имеют отношения к данному вопросу.)