NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT

13:1. Согласно иудаистской традиции, ангелы предпочитали говорить по-еврейски, хотя большинство иудеев согласились бы с тем, что ангелы понимают языки разных народов. Возможно, Павел полагает, что помимо человеческих языков существует и ангельский язык, и тогда он имеет в виду следующее: «Даже если бы я говорил на всех мыслимых языках...» (дочери Иова в "Завете Иова говорят в состоянии исступления на ангельских языках, словно вдохновленные свыше; но неясно, существовал ли этот текст во времена Павла, или он был добавлен позднее говорящими на языках христианами во II в.). Хотя кимвалы использовались в некоторых языческих культах (так же как и в еврейском богослужении), суть сравнения Павла, вероятно, просто в том, что эти громозвучные инструменты сами по себе ничего не могут сообщить (как и некоторые ораторы того времени). Коринф славился своей «медью» (медью), и бронзовые вазы (а не «гонги», как сказано в большинстве переводов) часто использовались как усилители звука в открытых театрах.

13:2,3. Слова «горы переставлять» были, по-видимому, риторической фигурой, обозначающей нечто неосуществимое (см. коммент. к Мк. 11:23; ср.: Зах. 4:7). Хотя римский читатель мог подумать, что речь идет о самоубийстве отвергнутой Энеем Дидоны из известного римского эпоса или о самосожжении индийского философа, выражение «отдать тело на сожжение», несомненно, связано с еврейскими преданиями о мучениках, которые бросались в огонь, чтобы избежать насильственного осквернения.

13:4-13 Гимн любви

13:4—7. Смысл риторически безукоризненного описания любви в том, что Павел противопоставляет ее всему, что он ранее сказал о духовном состоянии коринфян. См. комменг. к 13:1—3.

13:8—13. Как и в ст. 1—3, Павел показывает, что любовь большая добродетель, чем дары; любовь вечна, тогда как дары преходящи. Некоторые ветхозаветные пророки предсказывали излитие Духа в конце времен,которое будет сопровождаться даром говорения на языках под действием Духа (Иоил. 2:28); но в других ""пророчествах говорится, что все подданные грядущего царства познают Бога, следовательно, не будет оснований для увещевания кого бы то ни было (Иер. 31:33,34). Павел верит, что время даров Духа, в том числе простого человеческого познания, приблизилось — оно наступит между первым и вторым пришествиями Иисуса (ср.: 13:10,12).

«Стекло», точнее — «зеркало» (13:12): в то время зеркала часто делались из бронзы, и Коринф снискал себе мировую славу своей бронзой, чем коринфяне гордились (также 2 Кор. 3:18). Но даже в самых лучшихзеркалах отражения были несовершенны (поэтому философы иногда использовали образ зеркала в качестве аналогии при описании смертных, взыскующих божественности); ср. более полное откровение вИсх. 33:11, Чис. 12:8 и Втор. 34:10.

14:1-20 Вразумительная и невразумительная речь

Поскольку такие христианские дары, как "пророчество, даны "Духом Божьим, культурный фон здесь не столь важен, как в других частях Первого послания к Коринфянам (напр., при обсуждении женских покрывал в 11:2—16). Но несколько замечаний помогут современному читателю представить, как рассматривали действие некоторых даров первые читатели этого послания. Хотя Павел не против говорения на языках (14:5,18), он подчеркивает, что ценность даров должна определяться их полезностью в той или иной ситуации; ясная и понятная речь приносит пользу в обшем богослужении, тогда как невразумительная речь, чем бы она ни была вдохновлена, полезна только в частной обстановке или если она истолковывается. Ни унылый римский ритуал, ни экстатическое отправление культа у греков не являются критерием духовности;главное — заботиться о других (гл. 13). «Языки» понимаются в обычном смысле этого слова, но, как явствует изданного текста (14:2,14), получивший дар молиться на других языках этих языков не знает; как и в Книге Деяния святых Апостолов, этот дар предполагает некое сверхъестественное вмешательство.

14:1—3. В Ветхом Завете "пророчество также служило перечисленным здесь целям: «назиданию», или созиданию (и разрушению, напр.: в Иер. 1:10, где слово Божье искореняет и восстанавливает народы); «увещанию», каковое может включать и обличение; и «утешению»: почти все ветхозаветные пророки, какое бы место ни занимала в их предсказаниях тема суда, несли весть «утешения» и надежды.

14:4,5. Павел хочет, чтобы все могли пророчествовать (ср.: Чис. 11:29), и это, вероятно, вполне реально; Бог обещал наделить Свой народ даром пророчества в конце времен (который наступил с приходом Иисуса, согласно Новому Завету) (см.: Иоил. 2:28). Если бы языки можно было истолковать, они бы послужили своегорода богодухновенной речью, полезной для "церкви.

14:6,7. Вразумительность — это главное в назидании (14:6—12). Павел упоминает здесь два наиболее известных музыкальных инструмента древности: «свирель» и «гусли»; свирель — духовой инструмент, звучавший как современный гобой и часто имевший две дудочки, выходящие из одного мундштука, использовалась как в религиозной, так и в светской музыке; «гусли» (или «арфа») — струнный инструмент, считавшийся более благозвучным и часто сопровождавший пение.

14:8,9. «Труба» использовалась как сигнальный инструмент, призывающий к сражению, в поход и т. п.; неопределенность издаваемых звуков могла ввести воинов в заблуждение (14:8).

14:10—12. Греки обычно презрительно называли все остальные народы «варварами» или «чужестранцами», потому что другие народы говорили на «примитивных» (по сравнению с греческим) языках. Даже те, кто не верил в превосходство греков над всеми народами, разделяли человечество на «греков и варваров» (напр.: Рим. 1:14), часто по национальному признаку, но иногда и по языку. Павел просто отмечает, что те, кто не может общаться между собой на понятном языке, будут считать друг друга чужестранцами (14:11).

14:13,14. Иудейский философ Филон описывал пророческое вдохновение свыше как полное подчинение власти Бога, временно подавляющее интеллект. В противоположность ему, Павел считает, что пророческое вдохновение стимулирует умственные способности (как и истолкование); по его мнению, это справедливо даже в отношении глоссолалии, или богодухновенных языков, на которых произносятся молитвы, порожденные иным, иррациональным компонентом человеческой природы, Павел не говорит, что разум принуждается к бездействию. Он верит, что оба вида молитвы и обе составляющие человеческой природы важны. (Говоря современным языком, эти стороны человеческой природы можно назвать аффективным и когнитивным компонентами, т. е. подсознанием и сознанием. В любом случае, ни чистый рационализм некоторых современных церквей, ни чистая эмоциональность некоторых церквей в других традициях не могли бы устроить Павла; с его точки зрения, богослужение требует всей полноты человеческой личности.)