NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT

14:31. О «всех пророчествующих» см. в коммент. к 14:5; здесь Павел добавляет еще одну функцию пророчества — познавательную (т. е. слушатели могут получать из него знания).

14:32. В иудаистских учениях того времени преобладало представление о пророчествовании как об одержимости Духом и о полной неспособности пророка контролировать свои высказывания. Однако Павелсчитает, что богодухновенные речи управляемы, но это вовсе не означает, что слежение за временем и формой высказывания гасят божественную искру. О владении духом ср: Прит. 16:32 и 25:28.

14:33. Об апелляции к принятому в церквах обычаю см. в коммент. к 1 Кор. 11:16.

14: 34,35 Соблюдение тишины

Продолжая тему соблюдения порядка в церкви, Павел делает краткое отступление

 от противопоставления пророчества и говорения на языках, чтобы затронуть проблему помех, создаваемых некоторыми женщинами во время проповеди на церковной службе. Хотя Павел переходит от темы молчания, приличествующего женщинам вообще (ст. 34), к их вопросам (ст. 35а) и снова возвращается к необходимости хранить молчание (ст. 35б), в целом его наставление о молчании женщин касается лишь такой проблемы, как разговоры во время богослужения (ст. 34а). Таким образом, эта проблема заключается не в том, что они женщины, а в их слабом знании Писания.

14:34. В библейском "законе нет текста, предписывающего женщинам молчание и подчинение, хотя, возможно, Павел возвращается к своему доводу из рассказа о творении в 11:8,9 или к действию проклятия изБыт. 3:16. Но Павел может говорить о «законе» и в широком смысле (1 Кор. 14:21), так что здесь он, вероятно, имеет в виду подчиненное положение женщин в ветхозаветные времена. (Такое прочтение означает, что Павел столкнулся с недовольством коринфских пророчиц, которые не считали, что они должны «быть в подчинении». Хотя Павел, возможно, не думал, что подчинение должно стать законом для женщин во всех культурах, ветхозаветный опыт показывает, что иногда в подчинении женщин нет ничего плохого. По другим предположениям, Павел приводит точку зрения коринфян в 14:34,35 и ее опровержение в 14:36; ср. коммент. к 14:22. Однако ряд комментаторов возражают против этого, полагая, что 14:36 — слишком слабый довод дляопровержения рассматриваемого тезиса в 14:34,35.)

14:35. Информированные слушатели обычно задавали вопросы во время проповеди, но когда так поступали люди несведущие, это считалось грубым нарушением установленного порядка. Хотя уровень грамотности в древности был в целом низким (в городах несколько выше), женщины знали Писание и рассуждали о нем в собрании гораздо хуже мужчин. Павел не хотел, чтобы эти необразованные женщины были лишенывозможности получения знаний (фактически, проблемой бы по то, что почти все в культуре того времени препятствовало образованию женшин). Напротив, он предлагает наиболее приемлемую для того временимодель: мужья должны принимать во внимание интеллектуальные потребности своих жен и обучать их на дому. Он не хотел, чтобы они прерывали процесс обучения во время собрания в церкви, поскольку, обладая малыми знаниями, мешают слушать другим и нарушают порядок богослужения.

14:36-40 Завершительные наставления о дарах

14:36—38. Некоторые пророки в Ветхом Завете — Илия, Елисей, Самуил и другие — говорили от имени Бога более убедительно, чем их коллеги. Большинство пророков в ранней "церкви были несопоставимы поавторитету с такими "новозаветными пророками, как Агав, и такими "апостолами, как Павел; если некоторые пророки в Коринфе ссылались на свои пророческие способности для утверждения своей точки зрения, то Павел тем более может поступить так же, чтобы опровергнуть их воззрения, — и он утверждает, что говорит от имени Бога.

14:39,40. Здесь Павел подводит итог всей главе; заключительные выводы были делом обычным, даже если использовались не всегда.

15:1-11 Иисус воскрес

Некоторые коринфяне оспаривали грядущее "воскресение верующих. Они, однако, не могли оспорить прошлое воскресение Иисуса, потому что это был непреложный факт и основа их веры. Вместе с тем, Павел указывает, что этот факт неразрывно связан с грядущим воскресением верующих (15:12-14).

15:1,2. Павел, как это было принято, вначале останавливается на общепризнанных постулатах; коринфяне должны согласиться с самим фактом существования "Евангелия, через которое они были обращены в веру (см. также: 2:1—5; Гал. 3:2—5).