NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT

2:6,7. Истолкования этого отрывка отличаются от большинства сходных с ним в Ветхом Завете. Даже перевод его не совсем ясен (кто такой «удерживающий», что значит «от среды», идет ли речь о беззаконнике в ст. 7?). Существуют разные точки зрения на то, кто сдерживает некую силу беззакония. Одни думают, что «удерживающий» являет собой один из признаков конца времен, о котором говорил Иисус, о времени проповеди Евангелия всем народам (Мф. 24:14); такая точка зрения имеет право на существование, но завершение этой проповеди должно непосредственно предшествовать самому концу, а не отступлению или мятежу, который наступит перед концом.

Термин «удерживающий» может относиться просто к суверенной власти Самого Бога (см., напр.: Иез. 5:11); это может быть архангел Михаил — ангел-хранитель Израиля, согласно иудейским преданиям (см. также: Дан. 12:1); возможно, речь идет о присутствии христиан в Иерусалиме (Мф. 24:16—21); или, как считают некоторые богословы, это правитель — предшественник императора, который обожествил себя, или целая династия императоров. (Придерживающиеся последней точки зрения указывают, что на момент написания послания императором был Клавдий, а в значении этого имени есть нечто общее со словом «удерживать», «отклонять»; он был предшественником Нерона, гонителя христиан, о котором см. во введении к Первому посланию Петра.) Многие из Отцов ранней Церкви придерживались мнения о том, что термин «удерживающий» относится к Римской империи.

Одна из современных популярных точек зрения, которая не находит особого контекстуального подтверждения, состоит в том, что термин «удерживающий» относится к Церкви, которая не была во времена Павла достаточной общественной силой, чтобы осуществить эту функцию. Восхищение Церкви в момент воскресения, описанное в 1 Фес. 4:15-17, в этот контекст не вписывается. Ведь фессалоникские христиане должны были получить избавление от страданий лишь в день суда (2 Фес. 1:6—9) и быть собранными (2:1) только в День Господень (2:2), которому должно предшествовать страшное отступление (2:3,4), а его в свою очередь должно предварять появление «удерживающего» силу беззакония (2:6,7). Хотя никто из христианских авторов не видит в «удерживающем» Церковь (концепция восхищения до начала суда оформилась в истории около 1830 г., после возникновения диспенсационализма), многие современные защитники этой концепции цитируют разные другие тексты в ее поддержку.

В любом случае, фессалоникийцы, похоже, поняли, что имел в виду Павел (2:5), и его точка зрения не вызывает сомнения: это событие еще не произошло, а потому отступление и, следовательно, День Господень и собирание Церкви — это грядущие события.

2:8. Павел описывает конец беззакония языком, который он заимствовал у Ис. 11:4 (ср.: Ос. 6:5) и который присущ другим еврейским источникам. Павел противопоставляет явление Самого Иисуса (ср.: 2 Фес. 2:1)явлению беззаконника (2:9); о подобного рода контрастах см. в коммент. к Отк. 13.

2:9. Ложные знамения уже проявлялись во времена Павла. Были широко известны чудеса и распространены святыни богов-исцелителей; хотя исцеление не было главным назначением культа императора, некоторые люди в восточном Средиземноморье также взывали к духу императора, которому поклонялись как богу, с мольбой об избавлении или исцелении. Распространялись слухи, что император Веспасиан (регалии которого были помещены на одной из стен храма в 70 г. н. э.) мог совершать чудеса, но обычно императоры не были известны как чудотворцы. Хотя о чудесах лжепророков говорится в Библии (Исх. 7:11), Павел связывает их появление с концом света, вероятно, снова обращаясь к учению Иисуса (ср.: Мф. 24:24).

2:10—12. В Ветхом Завете Бог часто наказывает людей, допуская ту духовную слепоту, которую они сами выбрали для себя (Ис. 19:14; 29:9,10); в иудейском предании все народы, кроме Израиля, который принял Его заксн, обречены на отказ от истины Божьей. В еврейской традиции сатане отводится роль главного обвинителя и обманщика, или искусителя; относительно обмана Антиоха Епифана см. в Дан. 8:25; обидолопоклонстве в целом см. в Ис. 44:20 и Иер. 10:3—5. Философы изображали себя любителями истины, и это качество было воспринято как высший нравственный идеал во времена Павла. Но Павел, как и большинство иудеев, верил, что совершенная истина Божья дается откровением, а не достигается посредством философских размышлений.

2:13-3:5 Благодарения, молитва-пожелание и молитвенная просьба

Как и в 1 Фес. 3:9—13, здесь Павел снова возносит благодарность Богу за своих читателей и, прежде чем приступить к наставлению, которому посвящен следующий раздел его послания, произносит молитву-пожелание.

2:13,14. В Ветхом Завет Бог «избрал» Израиль; верующие из язычников были «привиты» к Его народу и часто назывались «избранными» в Новом Завете (см. коммент. к Рим. 9:14-29; ср.: Мф. 24:31). О Духе (часто связанном с духовным очищением в ряде течений иудаизма) и освящении см. в коммент. к 1 Фес. 4:7,8. О «славе» см. в коммент. ко 2 Фес. 1:10,12.

2:15. Фарисеи подчеркивали, насколько важно передавать предания и учения более ранних учителей со скрупулезной точностью. Павел передал фессалоникским верующим учение Иисуса, ссылки на которое ончастично приводит в этой главе.

2:16,17. Здесь Павел предлагает молитву-пожелание, молитву к Богу, адресованную как пожелание для конкретного человека. Такие утверждения, хотя и не прямо обращенные к Богу, рассматривались как молитвы к Богу и на них ожидались ответы от Него.

3:1—4. Молитвенная просьба о том, чтобы слово Божье «распространялось» (букв.: «бежало»), вероятно, перекликается с образом из Пс. 147:4. У фессалоникийцев это могло вызывать ассоциации с бегунами,преодолевающими дистанцию в спортивных соревнованиях.

3:5. Павел завершает свою мысль другой молитвой-пожеланием (см. коммент. ко 2:16,17).