Commentary on the Paremia from the Book of Genesis

Отчасти по необходимости переменить пастбище, от­части вследствие предложения Божия, Аврам оставляет Вефиль, идет на юг от него и останавливается у дуба (с евр. дубравы), который по имени владельца этой местности аммореянина Мамврия, союзника Аврамова, называется Мамврийским (Быт 14,13).Хеврон, при котором был Мамврийский дуб, есть один из древнейших городов мира (Числ 13, 23). Впоследствии, когда завладели им енакимы (бога­тырское туземное племя, не принадлежащее к числу хананейских), он по имени одного их могущественного князя назвался градом Арво (Нав 14, 15; 15, 54); потом, когда завоеван был израильтянами, опять стал называться Хев­роном (Числ 13, 23. Нав 15, 13 — 14). Нынешнее имя его Элъ–Халил (друг) дано ему в честь Аврама, который доселе называется у арабов другом Божиим согласно с Писанием (2 Парал 20, 7. Ис 41, 8. Иак 2, 23). Местность Хеврона принадлежит доселе к лучшим в Палестине, — изобилует садами оливковыми и виноградными. В истории земли обетованной Хеврон имеет то великое значение, что погре­бальная пещера, которую купит здесь Аврам, есть первая собственность его, которая должна послужить залогом об­ладания всей страной для его потомков, и которая, как место особенно для них священное по дорогим воспоми­наниям о погребенных здесь останках Аврама, Исаака и Иакова, Сары, Лии и Ревекки, будет для них одним из побуждений к завладению этой страной.

Глава: XXII. Паремия, положенная на вечерне седьмой недели по Пасхе, на воспоминание первого Вселен­ского собора (Быт 14, 14–20).

В сей паремии содержится повествование о походе Аврама против царей, захвативших в плен Лота, о победе его над ними и о торжественной встрече победителя.

Гл. 14. ст. 14. Слышав Аврам, яко пленен бысть Лот братания (племянник) его, сочте домочадцы своя триста и осьмнадесять, и погна вслед их даже до Дана.

Вскоре после того, как Лот поселился в Содоме, Ходоллогомор, царь Еламский (царь народа, принадлежавше­го к Симову потомству (Быт 10, 22) и жившего на севере от Персидского залива), с тремя союзными царями вторг–нулся во владения царей Содома, Гоморры, Адама, Севои–ма и Сигора, для наказания этих царей за то, что они отложились от него после двенадцатилетней покорности ему. Произошло сражение на долине Смоляной (Сиддим), где теперь Мертвое море, — и кончилось поражением отложившихся царей. Побежденные бросились бежать в горы, и в бегстве многие попадали в смоляные колодцы, которыми покрыта была долина. Победители взяли всю конницу у содомлян и гоморрян, все хлебные их запасы, множество людей захватили в плен, и в числе их Лота, племянника Аврамова, со всем его имуществом, и удали­лись к северу (Быт 14, 1–13). Получив известие от одного из уцелевших в бегстве о плене Лота, Аврам по сострада­нию к близкому своему родственнику, которого несмотря на разлуку с ним продолжал любить, — решился освобо­дить его силой. Для сего он сочте домочадцы своя триста и осьмнадесять. Домочадцы — это рабы, рожденные в доме господина; этих‑то рабов, более верных и преданных господину, чем приобретенные куплею, — Аврам сочте, т. е. собрал в числе 318 душ, приказал им вооружиться, и, став во главе этого отряда, погна в след их (неприятелей) даже до Дана, т. е. пустился за ними в погоню и настиг их на северной границе Палестины, у Дана(Чтобы означить две самые крайние точки обетованной земли на севере и юге, Св Писание часто употребляет выражение от Дана до Вирсавии.), местности, ле­жавшей при истоках Иордана. В походе участвовали с Аврамом союзники его: Мамврий с братьями Есхолом и Авнаном (Быт 14, 24).

15. И нападе на ня нощию сам и отроцы его (с ним): и порази их и гони их даже до Ховила, иже есть ошуюю Дамаска.

При малочисленности своего отряда в сравнении с многочисленным войском неприятелей, Аврам мог одер­жать над ними верх только посредством военной хитрости, — он напал на них ночью, когда они беспечно спали и не ждали опасности; притом, как сказано в еврейском текс­те, напал, разделясь, т. е. он, вероятно, разделил свой отряд на несколько частей, как сделал впоследствии Гедеон при нападении на Мадианитян, — окружил ими неприятелей со всех сторон, потом по данному знаку, с военными кли­ками вторгнулся в стан их, и этой нечаянностью произвел между ними беспорядок и испуг, а для того, чтобы не дать им опомниться от испуга и оправиться от поражения, гони их, преследовал даже до Ховила, иже есть ошуюю Дамас­ка, или иначе — находится на севере от Дамаска (ибо восточные переднею стороною света считают восток и обращаясь к востоку имеют на левой стороне север), в двух верстах от Дамаска (Иос. Фл.), а сам Дамаск отстоит от Дана на 100 верст. Какое участие в поражении неприятеля при­нимали союзники Аврама, не сказано, может быть, по­тому, что они занимали только сторожевой пост в то время, когда было произведено нападение на неприятельский стан.

16. И возврати вся конныя Содомския, и Лота сына брата своего возврати, и вся имения его, и жены, и люди.

Целью похода, предпринятого Аврамом, было собст­венно освобождение Лота; но Аврам не ограничился только этим: он отнял у неприятеля всех пленных мужского и женского пола и всю добычу, и сделал это совершенно бескорыстно, ибо сам он из всей добычи не воспользуется ни одной веревочкой, ни одним ремнем сапожным, — все возвратит царю Содомскому и соседним с ним. Одним союзникам своим, участвовавшим в походе, Аврам предо­ставит взять свою долю из добычи (ст. 23 — 24).

17. Изыде же царь Содомский в сретение ему, повнегда возвратитися ему от сеча Ходоллогоморскаго, и царей сущих с ним, в юдоль Савину: сие же бяше поле царево.