Commentary on the Paremia from the Book of Genesis

По манию Творца вдруг явились на свет все живущие в водах твари, начиная от огромных морских чудовищ, как киты, до малых рыб, и все земноводные, начиная с кроко­дила до ящерицы. В то же время воздух населился птицами и летающими насекомыми, и огласился их разнообразными песнями во славу Творца. И рыбы, и птицы сотворены по родам их, т. е. с разделением на известные теперь породы, чем устраняется мысль, будто существующие теперь родырыб и птиц явились вследствие постепенного, с течением длинных периодов времени, видоизменения первоначаль­ных немногих разностей. — И виде Бог, яко добра. Это значит, что существование рыб и птиц вполне целесообраз­но. Устройство их тела мудро приспособлено к потребнос­тям их. Инстинкты или бессознательную деятельность не­которых из насекомых, пчел и муравьев, Св. Писание представляет в пример и поучение человеку (Притч 6, 7. Сир 11,3). Кроме того, рыбы и птицы одобрены Творцом и потому, что вполне удовлетворяют назначению своему служить в пользу другим тварям, особенно человеку.

22. 23. И благослови я Бог, глаголя: раститеся (плодитесь) и множитеся, и наполните воды, яже в морях, и птицы да умножатся на земли. И бысть вечер, и бысть утро, день пятый.

И благослови я Бог. Благословение вообще означает изъявление благожелания. Изъявляемое людьми благожелание не всегда переходит в дело, остается одним благоже–ланием сердечным или словесным; но благословение Божие всегда соединено с дарованием действительного блага тому, кому оно преподается. Каким же даром Творец благословил рыб и птиц? — Способностию плодиться по­средством половых совокуплений однородных рыб и птиц и чрез сие размножаться в неделимых того и другого рода. Благословение размножения дано и растениям, но оно за­ключено в одном повелении о бытии их. Животные выше растений по своему более сложному устройству и по спо­собности чувствовать и свободно двигаться. Соответствен­но сему и благословение, данное им, выражено особенным образом, в такой форме, которая предполагает в них неко­торую способность свободно принять благословение.

Глава: III. Паремия, положенная на вечерне в среду первой седмицы Великого поста (Быт 1, 24–31; 2,1–3).

В сей паремии повествуется о шестом дне творения и о седьмом покоя.

Быт 1. 24, И рече Бог: да изведет земля душу живу по роду, четвероногая (точнее с еврейского: скот) и гады, и звери земли по роду. И бысть тако.

Идет речь о сотворении животных, живущих на суше. Между ними различаются скоты, пресмыкающиеся и звери земли (полевые). Различие между скотами и зверями состо­ит в том, что первые большею частию принадлежат к четвероногим домашним, легко привыкающим жить вмес­те с человеком (Быт 47, 18. Исх 13, 12), последние назна­чены для обитания только в степях и лесах.

25. И сотвори Бог звери земли по роду, и скоты по роду их, и вся гады земли по роду их. И виде Бог, яко добра.

И сотвори Бог звери… Это значит, что земля, которой повелено извести назначенных для обитания на ней живот­ных, могла быть только орудием в руках Творца для про­изведения их, а не виновницею их бытия, — одно Творчес­кое всемогущество могло даровать им бытие по роду их, т. е. с разделением их на существующие теперь роды, вслед­ствие которого животные одного рода не могут выродиться в животных другого рода.

И виде Бог, яко добра. Одобрение Творца простирается на животных не только в первоначальном, но и в последу­ющем их состоянии. Вследствие грехопадения Адамова они утратили часть своих совершенств, но и доселе не перестают являть на себе следы премудрости и благости Творческой. В устройстве их тела заметно приспособление к потребностям их питания и защиты. Кроме того, живот­ные приносят великую пользу человеку, служа разным его потребностям. В общей экономии природы полезны и пло­тоядные животные: истребляя других животных, они пре­пятствуют излишнему размножению их ко вреду человека и прочих существ; пожирая трупы естественною смертию умерших животных, они не дают воздуху испортиться от тления разлагающихся трупов. Творец, предвидя, что под­чиненные человеку звери некогда восстанут на падшего своего владыку и сделаются опасными для его жизни и благосостояния, разъединил их от него и местом житель­ства, и временем деятельности. Зверям диким Он установил жить в лесах, в степях, в местах, необитаемых людьми. Временем деятельности определил им ночь; с наступлени­ем ее «бродят все лесные звери; львы рыкают, ища добычи, и требуя от Бога пищи себе. Воссиявает солнце, и они скрываются и ложатся в свои логовища. Выходит человек на дело свое, и на работу свою до вечера». Пораженный мудростию такого распоряжения псалмопевец восклицает: «как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро» (Пс 103, 20 — 24).

Создание человека составляет заключение творения. Как предназначенный для владычества над земными тва­рями, он является на свет уже после того, как устроена область его владычества.