Commentary on the Paremia from the Book of Genesis
10. 11. 12. И бысть егда зачинаху овцы во чреве приемлюще, и видех очима моима во сне: и се козлы и овны восходяще бяху на овцы и козы, беловатыя и пестрыя и пепеловидныя пестрыя. И рече ми ангел Божий во сне: Иакове! Аз же рех: что есть? И рече: воззри очима твоима, и виждь козлы и овны восходящия на овцы и козы, белыя и пестрыя, и пепеловидныя пестрыя: видех бо, елика тебе Лаван творит.
Видение во сне Иаков пересказывает своим женам с целью указать им на особенное участие промысла Божия в том, как он разбогател. Первоначальное условие с Лаваном о вознаграждении Иакова известно. Трудно было Иакову, судя по естественному порядку вещей, надеяться на значительное вознаграждение при таком, мало обещающем условии; трудно было ему ожидать, что от белого скота будет в пользу его плодиться скот пестрый. И если Лаван, при корыстолюбии своем, с радостью согласился на предложенное самим Иаковом такое условие вознаграждения его, то согласился по уверенности, что не он останется в убытке (Быт 30,34). Но Иаков надеялся на покровительство Божие, и надежда его была не тщетна. Хотя ему поручен только белый скот, но в видении, которое он имел по заключении договора с Лаваном, его взору представлена картина оплодотворения, которою ему давалось знать, что приплод от белого скота будет такой, какого естественно ожидать от скота пестрого и смешанного цвета. Показаны ли ему при сем те средства, какими он мог достигнуть того, чтобы скот рождался такого цвета, какой назначен ему в награду, неизвестно. Но во всяком случае успех тех искусственных средств, какие действительно употреблены были Иаковом для сей цели, зависел от Бога, Который видением во сне предрек ему умножение награды и обнадежил его в сем.
Вот эти средства во время оплодотворения белого скота он полагал перед глазами его испестренные прутья с целью цветом прутьев подействовать на воображение зачинающих животных и чрез воображение на вид зародыша Полученный таким образом разноцветным приплод Иаков разлучал от белого, так чтобы во время зачатия разноцветный скот, по возможности, был в глазах белого, но не наоборот Расчет был опять на воображение зачинающих животных (Быт 30, 37 — 41)
Сам Иаков, как мы видели (ст. 8, 9), приписывал свое обогащение особенному покровительству Божию, и это тем более несомненно, что при неоднократном изменении условий награды, Иаков едва ли мог каждый раз придумывать новые искусственные средства к тому, чтобы не только не лишиться условленной награды, но и умножить ее, — о них и не упоминается в повествовании Моисея. — Видех бо, елика тебе Лаван творит. Господь, обнадежив Иакова, посредством видения, в Своем покровительстве, объявляет, что покровительствует ему по состраданию к нему, ибо видит несправедливость к нему Лавана, который ничем не вознаградил его за четырнадцатилетнюю работу. В видении является беседующим с Иаковом Ангел Божий, но в следующем стихе сей Ангел Сам называет Себя Богом, следственно Он есть Сын Божий, великого совета Ангел (Ис 9, 6).
13. Аз есмь Бог явивыйся тебе на месте Божии, идеже помазал Ми еси тамо столп, и обетовал Ми еси тамо обет. Ныне убо востани и изыди от земли сея, и иди в землю рождения твоего, и буду с тобою.
На месте Божии, или в Вефиле, что значит дом Божий (см. XXX паремию стр. 252).
—- Идеже помазал еси столп и обетовал обет. В Вефиле, по пробуждении от сна, в котором видел таинственную Лествицу, Иаков, полный благоговения к месту богоявления и благодарности к Явившемуся за Его обетования, обратил камень, который служил ему изголовьем, в священный памятник, принес на этом столпообразном памятнике бескровную жертву, возлив на него свой дорожный елей, и дал обет: «Если Бог сохранит меня в пути моем, даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я, с помощью Божией, благополучно возвращусь в дом отца моего: то этот камень, поставленный теперь памятником, будет у меня местом молитвы; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я посвящу Тебе десятую часть» (Быт 28,20 — 22). Напоминанием о вефильском памятнике и обете Господь хотел оживить и утвердить в Иакове ту преданность к Нему, во свидетельство которой поставлен был памятник и произнесен обет, — преданность, столь нужную Иакову всегда, особенно же в обратном путешествии на родину, предпринять которое Господь повелевает в следующих словах: востани ныне и изыди в землю рождения твоего — Ныне, — когда же именно? Судя по тому, что это повеление входит в состав рассказа Иакова о сонном видении, бывшем, как видно, в начале последних шести лет службы его у Лавана, нельзя думать, что это повеление, одно и то же с тем, о котором было упомянуто выше в ст. 3–м, и которое дано было в конце сей службы. Должно полагать, что повеление: востани ныне и т. д., дано и к исполнению его приступлено еще прежде договора с Лаваном о награде (Быт 30,25), но что договор сей удержал Иакова от возвращения в отечество до нового повеления, данного, как мы заметили, в конце шестилетней службы у Лавана.
14. 15. И отвещавши Рахиль и Лия, рекосте ему (Иакову): еда есть нам еще часть или наследие в дому отца нашего? Не яко ли чужия вменихомся ему? продаде бо нас и снеде снедию сребро наше.
Рахиль и Лия, выслушав речь мужа своего, клонившуюся к тому, что ему нельзя долее откладывать возвращение на родину, заявляют, что и для них нет никаких побуждений оставаться в доме отца своего. Еда есть нам еще часть или наследие в дому отца нашего? т. е. сколько бы времени мы ни прожили еще у отца нашего, он по скупости своей ничего не уделил нам в собственность при жизни и ничего не оставит нам в наследство по смерти. —Не яко ли чужия вменихомся ему? Он смотрит на нас не как на дочерей, а как на рабынь; относится к нам не как отец, а как корыстолюбивый рабовладелец. — Продаде нас и снеде снедию сребро наше Ты, муж наш, не мог дать за нас вена отцу нашему, потому что пришел к нам с пустыми руками, и вот он вместо вена пользовался, в продолжение четырнадцати