Commentary on the Paremia from the Book of Genesis

14. 15. И напад на выю Вениамина брата своего, плакася над ним, и Вениамин плакася на выи его, и облобызав всю братию свою плакася над ними. И по сих глаголаша к нему братия его.

Иосиф хотя рад был видеть всех братьев, но преиму­щественно был рад Вениамину: его он обнимает, а прочих только целует. Знак преимущественного внимания к нему, как единоутробному брату, Иосиф показал также при уго­щении их, которое пред сим происходило: Вениамину он приказал дать часть впятеро больше всех (Быт 43, 34). — И по сих глаголаша к нему братия его. До сих пор братья Иосифа все молчали. Уста их были скованы страхом и изумлением, и только теперь отверзлись для братской бе­седы, когда открылось, что бояться нечего.

16. И пронесеся глас в дому Фараонове, глаголюще: приидоша братия Иосифова. Возрадовася же Фараон и раби его.

Пронесеся глас в дому Фараонове и т. д. Иосиф сам вскоре расскажет фараону о свидании своем с братьями, но слух о сем, неизвестно какими путями, уже дошел до двора. — Возрадовася же Фараон, отчасти по расположе­нию к Иосифу, которому так много был обязан, отчасти, может быть, потому, что судил по достоинствам Иосифа о братьях его и надеялся иметь в них таких же верных и полезных слуг. Радость фараона разделяли рабы его, т. е. служащие при дворе.

Глава: XXXIII. Паремия, положенная на вечерне в четверток шестой седмицы Великого поста (Быт 46, 1–7).

В сей паремии повествуется о переселении Иакова в Египет.

Гл. 46 ст. 1. Воздвигся Израиль сам и вся сущая его, прииде ко кладязю клятвенному, и пожре жертву Богу отца своего Исаака.

Нужда обезопасить себя от продолжающегося голода, а главное, желание увидеть сына, давно оплаканного, по­будила Иакова согласиться на путешествие в Египет поприглашению Иосифа и самого фараона. В последнее время Иаков жил в Хевроне (Быт 37, 14), где поселился по смерти Исаака и где были гробы его отцов. Поднявшись из Хеврона, Израиль (имя Иакова, данное ему Богом после таинственной борьбы с Богом пред вступлением в землю Ханаанскую. Быт 32, 28) держал путь на Вирсавию (Кладязь клятвенный), место священное по воспоминанием о жертвоприношениях Авраама и Исаака и о Богоявлении Исааку (Быт 21, 33; 26, 23 — 24). Здесь, на границе Ханаана, Иаков, прежде чем переступить ее, приносит жертву Богу отца своего Исаака, может быть на том самом жертвеннике, который воздвигнут был Исааком. Целью жертвоприноше­ния было удостовериться, угодно ли Богу предпринятое путешествие, и испросить на оное благословение Божие.

2. 3. 4. Рече же Бог ко Израилю в видении нощию, глаголя: Иакове, Иакове! Он же рече: что есть? Он же рече ему: Аз есмь Бог отцев твоих: не убойся изыти во Египет, в язык бо велий сотворю тя тамо. И Аз сниду с тобою во Египет, и Аз возведу тя до конца. И Иосиф возложит руки своя на очи твои.

Желание Иакова узнать волю Божию о путешествии исполнилось. Господь явился ему ночью и, пробудив его от сна воззванием: Иакове, Иакове, рек ему: Аз есмь Бог отцев твоих, — т. е. Я также милостив к тебе, как к отцам твоим. Не убойся изыти во Египет. Иаков мог опасаться за судьбу своего потомства в Египте, мог думать, не будет ли переселение его в Египет служить препятствием к ум­ножению его потомства, не будут ли египтяне, благосклон­ные к нему и его роду при жизни Иосифа, угнетать и искоренять евреев по смерти Иосифа. Господь успокаивает Иакова обетованием: в язык велий сотворю тя тамо. И что действительно исполнению обетования о многочисленном потомстве не воспрепятствует переселение Иакова в Египет, показали события. Евреи пришли в Египет всего в числе 75 душ (ст. 27), но чрез 200 лет, число их, при исходе из Египта, будет простираться до 600 тысяч, кроме жен, детей, стариков и пришельцев. Чем больше египтяне угне­тали их по смерти Иосифа, тем больше они умножались по действию благословения Божия (Исх 1,12). —Далее Иаков мог опасаться несчастия или смерти в предстоящем ему трудном, особенно для его старости, и продолжительном пути. Господь успокаивает его обещанием сопутствовать ему в Египет и охранять его от опасностей путешествия своим всемогущим покровом: Аз пойду с тобою в Египет. — Иаков мог недоумевать, как исполнится обетование Божие о наследовании его потомками Ханаанской земли (Быт 28, 13 — 14), когда он покидает эту землю и переселя­ется в другую. Господь успокаивает его обетованием: Аз возведу тя до конца, т. е. как Я буду сопутствовать тебе в Египет, так Я же возвращу тебя наконец в лице твоих потомков из Египта в землю, обетованную тебе и отцам твоим Аврааму и Исааку. Что же касается до тебя самого лично, то, —присовокупляет Господь, —Иосиф возложит руки своя на очи твои, т. е. хотя тебе суждено умереть в Египте, у сына твоего Иосифа, утешься однако тем, что не другой кто, а любимый твой сын, которого ты считал погибшим, усладит последние твои дни и в минуту смерти закроет твои очи.