Commentary on the Paremia from the Book of Genesis
В сих словах содержится сокращенное повторение предшествовавшего сказания о шестидневном творении. Сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Господь небо и землю, т. е. таково сказание о происхождении всего мира, — небесе и земли, — о происхождении не предвечном, а временном, не самобытном по законам природы, а единственно по воле Творца, от Которого все существующее получило свое бытие в известное время.
— Творение мира продолжалось шесть дней. Сему не противоречит свидетельство Бытописателя как бы об одном дне: егда бысть, в онъже день сотвори Господь Бог небо и землю. Ибо здесь под днем разумеется не день в тесном смысле, не сутки, а вообще время, в каковом смысле это слово употребляется и в других местах Писания, например: «Грядет день Иеговы воинств на все высокомерное и выспреннее. — И един Иегова будет высок в оный день. — В тот день (т. е. в то время) человек бросит идолов своих» (Ис 2, 12, 17, 20). — Господь сотворил не только небо и землю, но и все, что на них. Избегая повторения сказанного об этом в 1–й главе Бытия (см. первые три паремии), бытописатель упоминает здесь только о сотворении злаков и трав, замечая, что они сотворены прежде далее быти на земли, прежде даже прозябнути, т. е. прежде чем могли родиться по законам природы, которые вступили в действие в растительном царстве только тогда, когда уже оно вызвано к бытию волею Творца, когда растения, по манию Творца, явились на свет вдруг, совершенно готовые, в состоянии зрелости. Почему же не раньше? Ответом на сие служат дальнейшие слова: не бо одожди Господь на землю и человек не бяше делати ю. Орошение земли дождевою влагою и труд человека, возделывающего землю, разводящего и воспитывающего разные растения, — вот обыкновенные условия для их произрастания, по законам природы. Но эти условия еще не были даны, — суша, едва отрешившаяся от покрывавших ее вод, орошаема была одними парами, поднимавшимися с земли, и еще не был сотворен человек. Об орошении суши парами бытописатель говорит:
6. Источник же исхождаше из земли и напаяше все лице земли.
Источник, по точнейшему и более удобовразумительному переложению с еврейского подлинника, —пар. Пары, подобно водам из обильного источника, орошали поверхность земную так обильно, что едва проникал чрез них свет солнца.
7. И созда Бог человека, персть (взем) от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу.
Человек превосходит все земные существа по телесному своему устройству и по духовной природе. Соответственно сему сотворение его является более сложным действием Творческого всемогущества, чем сотворение прочих земных существ. Кроме того, что сотворение человека, как мы видели, предваряется совещанием Лиц Пресвятой Троицы, — оно производится не вдруг, как сотворение прочих существ, а с некоторой постепенностью, показывающей преимущественное внимание к нему Творца. Творец сперва берет от земли персть (тонкий прах), которая с одной стороны должна освятиться и прославиться в составе человека, с другой — напоминать ему урок смирения, — и из персти, как бы скудельник (Ис 45, 9. Иер 19, 6), образует тело человека и потом в лице его вдыхает дыхание жизни, т. е. непосредственно, прямо от Себя, сообщает ему жизнь, обнаруживающуюся между прочим в способности человека дышать, — вдыхать и выдыхать воздух, столь необходимый для жизни. И бысть человек в душу живу, т. е. стал живым, одушевленным существом. И дыхание жизни, и душа живая, — оба сии выражения в Св. Писании прилагаются не к одному человеку, но вместе к прочим животным. Так о потопе сказано: и вся, елика имут дыхание жизни, и все еже на суши умре (Быт 7, 22). В повествовании о сотворении рыб, птиц и земных животных употреблено о них выражение: души живыя (Быт 1,20,21,24, 30), Это не значит однако, что человеку дарована душа одинаковая по природе с душами животных, и что бытописатель поставляет сущность души человеческой только в животном дыхании. Резкое, существенное различие души человеческой от душ животных явствует не только из ее превосходства пред ними, как существа одаренного разумом и свободою, но и из того, что говорит Моисей о способе сотворения ее: прочие животные вызываются к бытию по одному Творческому слову, и сего слова достаточно, чтобы вместе с телом явилась в них душа. Притом выражения: да изведут воды гады душ живых (Быт 1, 20), да изведет земля душу живу породу, четвероногая (—24)
Напротив, человек только по телу созидается из земли, хотя и в сем отношении он превознесен над прочими животными способом сотворения; душа же его получила бытие непосредственно от Бога, в образовании ее не участвовала ни одна из стихий природы, — это значит, что по природе своей она не имеет ничего сродного с ними, следственно и с душами животных. Дуновение, чрез которое она получила свое бытие, указывает на богоподобие и на происходящее отсюда ее назначение жить в ближайшем общении с Богом, как ее первообразом. Но не надобно преувеличивать достоинство души человеческой предположением, будто она, как происшедшая от Бога чрез вдуновение, по сему самому не сотворена, а дана или уделена человеку от существа Божия, и, таким образом, есть, как выражались язычники, «частица Божия дыхания». Такое предположение, кроме того, что не совместно с понятием о простоте существа Божия, чуждого всякой сложности и делимости, — противоречит ясному свидетельству бытописателя о происхождении от Бога всего человека чрез сотворение: сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт 1,26), сказал Господь, и как сказал, так и поступил: сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его (— 27). Далее бытописатель повествует о местопребывании Адама.
8. И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егоже созда.
Соответственно превосходству человека пред прочими земными тварями, и жилище для него назначается превосходное. Это было не дикое какое‑нибудь пустынное или лесное место, подобное местам, назначенным для обитания бессловесных животных, а рай, или, по–нашему, сад, место, наполненное отборными и с некоторым изяществом распределенными растениями, снабженное всеми удобствами для жизни покойной и счастливой, и обнесенное оградой, т. е. какими‑либо естественными преградами.
Слово рай у 70 толковников обозначено словом παραδεισοζ (увеселительный обширный парк), которое, впрочем, встречается и в Еврейских книгах (Еккл 2, 5; Песн 4, 13), куда вошло из Зендского языка со времен Соломонова царствования, славного процветанием торговых сношений Евреев с отдаленными народами.