Commentary on the Paremia from the Book of Genesis
22. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену, и приведе ю ко Адаму.
Господь самым образом создания жены для Адама показывает, что они предназначены для сожития более тесного, чем четы животных. Если животные женского пола произошли не от животных мужеского пола, а отдельно от них, из одинакового с ними вещества, это значит, что те и другие не связаны законом неразрывного сожития, что единственная цель создания животных по четам есть распространение рода, а для достижения ее четам животных нет необходимости в неразрывном сожительстве. Не таковы отношения мужа и жены в человеческом роде. Происхождение жены от мужа знаменует, что они сотворены для неразрывного единения не только физического, но и нравственного, что они должны блюсти супружескую верность друг другу до самой смерти, и сожительствовать не для рождения только детей, а вместе для воспитания их общими усилиями. А то обстоятельство, что жена создана не из другой какой‑либо части тела Адамова, а из боковой, из ребра, — указывает, что она создана в помощь мужу, должна занимать положениео страну его, и не мечтать о первенствующем значении в семействе и обществе. Зависимость ее от мужа, как помощницы его, открывается, впрочем, вообще из того, что, по слову Апостола, доказывающего ту же истину, — «не муж произошел от жены, но жена от мужа» (1 Кор 11, 8). — Сотворив жену, Господь приведе ее к Адаму. Если Господь не только создал жену, но и Сам привел ее к Адаму, это значит, что Он сообщил особенное благословение и освящение их супружескому союзу.
23. И рече Адам: се ныне кость от костей моих и плоть от плоти моея: сия наречется жена, яко от мужа своего взята бысть сия.
Сии слова о происхождении жены от своего существа Адам произнес по откровению, которое получил он от Бога во время предшествовавшего сна. При взгляде на жену, творение которой он созерцал в состоянии исступления во сне, естественно было ему выразить радость, что виденное им во сне было не грезы воображения, а действительность, что предстоящее ему во всем подобное ему существо есть действительно то самое, которое во время его сна создано из его плоти и кости. Радость Адама относилась также к тому, что он обрел наконец существо сродни с ним, которое напрасно искал он между животными, когда обозревал их, и нужду в котором почувствовал. — Имя, которое Адам дал жене, в еврейском языке, в котором, без сомнения, сохранился язык Адама, есть женская форма имени мужа. Сия наречется жена (евр. кша), яко от мужа (евр. иш) взята бысть сия. К сему близок русский перевод: «она назовется замужнею, потому что от мужа взята».
24. Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину.
Сего ради, т. е. вследствие того, что жена от мужа взята бысть, союз между ними теснее, чем между родителями и детьми. Отца с матерью без греха может, иногда должен, оставлять сын, когда вступит в брак, — как глава отдельного семейства; но бросить жену или променять ее на другую, по произволу, муж не может без греха. Союз между ними, однажды заключенный, неразрывен, Муж прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину, т. е. общение между ними должно быть так тесно, как бы они были одним человеком, одним лицом. Посему и сказано у Апостола: «жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1 Кор 7, 4). И это не есть только обычай или закон человеческий, это есть установление Божие. Слова: оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину, — слова сии, по свидетельству Иисуса Христа, изрек сам Творец (Мф 19, 4 — 5), чрез Адама, или
чрез Моисея — все равно; сам Творец установил неразрывные отношения между мужем и женой; и потому развод кроме случаев, означенных в законе, есть беззаконие, противление воле Божией: еже Бог сочета, человек да не разлучает, сказал Иисус Христос (— 6). Равно и многоженство противно этому закону Божию, ибо к многоженству неприменимы ясные слова: «будут два, именно двое, а не несколько лиц, одною плотию».
25. И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася.
Нагота располагает к стыду вследствие ощущения беспорядочных движений в теле и также вследствие предположения, что в зрителе она возбуждает нечистые мысли. Адам и Ева, пока не преступили заповеди Божией, не ощущали в себе беспорядочных чувственных движений и, смотря друг на друга, не допускали в себе нечистых мыслей. Ум их был так светел, что его не помрачали похоти: любовь их к Богу была так чиста, что легко устраняла от их сердец чувственное пристрастие друг к другу. Половые их отношения были неукоризренного свойства, потому что имели целию не удовлетворение похоти, а исполнение благословения Божия: «плодитесь и размножайтесь». Посему ни в себе не ощущая ничего нечистого, ни друг друга не подозревая в нечистых мыслях, возбуждаемых в грешнике воззрением на чужую наготу, они не имели причин стыдиться своей наготы. Таково было состояние невинности первых людей. Сколько времени оно продолжалось, неизвестно.
Далее следует повествование об искушении первых людей змием и о грехопадении их (Быт 3,1- 20).