Commentary on the Paremia from the Book of Genesis

Той твою блюсти (поражать) будет главу. — Той, следовало бы сказать то, т. е. семя жены. Примечаемый здесь недостаток грамматического согласования в роде греческими и за ними славянскими переводчиками наме­ренно допущен вследствие того, что они под семенем жены признают собственно одно лицо, т. е. Христа. Их мнение тем более достойно уважения, что здесь семя жены проти­вополагается не множеству семени змия, но одному змию. — твою сотрет главу. Для естественного змия может быть смертельно только в голову нанесенное поражение: если же у него голова цела, не раздавлена, то хотя бы все осталь­ные части его были изрублены, он может еще сохранять жизнь и уязвлять ядовитым жалом. Соответственно сему, поражение духовного змия в главу семенем жены означает, что Христос совершенно победит диавола и отнимет у него всю силу вредить людям. Сего торжества над диаволом Христос достигнул посредством крестной смерти, неза­долго до которой Он сам сказал: ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин 12, 31). Но и при самом вступлении в служение искупителя, и в продолжение сего служения Христос побеждал диавола, когда был искушаем от него в пустыне, когда изгонял из людей бесов, когда повсюду распространял и утверждал в сердцах людей истину, не­приятную отцу лжи. По вознесении Господнем и по сошествии Св. Духа быстрое распространение христианства свидетельствовало о столь же быстром сокращении преде­лов царства сатаны, который, впрочем, окончательно будет приведен в бездействие не раньше второго пришествия Христова. И ты блюсти будеши Его пяту. До второго пришествия диаволу дается возможность вредить людям, и в их лице самому Христу, но его уязвления легко будут исцеляемы, как уязвления в пяту, неопасные потому, что в пяте, покрытой твердой кожей, мало крови. Уязвление в пяту бессильною злобою диавола было нанесено самому Христу, против Которого он возмутил неверных иудеев, распявших Его. Но это уязвление послужило только к вящему посрамлению диавола и исцелению человечества.

16. И жене рече (Бог:) умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя: (с евр. : в беременности твоей) в болезнех родиши чада, и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет.

Чадородие, источник благословения Божия, будет ору­дием гнева Божия: оно будет соединено с болезнями чревоношения и муками рождения, вследствие ослабления грехом телесных сил матери. Но несмотря на эти муки и болезни, жена все будет иметь влечение к мужу, участием своим в рождении детей причиняющему ей муки и болезни: к мужу твоему обращение твое. Кроме того, Господь обращает в наказание жене то самоуправство, с каким муж будет обращаться с нею не как с равноправною, по крайней мере в домашней жизни, помощницею ему, а как с рабою и невольницею: И той тобою обладати будет. Какой урок смирения для той, которая мечтала о равенстве с Богом! Это рабство жены тяготело над нею особенно в язычестве, и ослаблено христианством, по учению которого во Христе Иисусе нет мужеского пола и женского, ибо все составляют одно в Нем (Гал 3, 28. Еф 5, 22).

17. И Адаму рече: яко послушал еси гласа жены твоея и ял еси от древа, егоже заповедах тебе сего единаго не ясти, от него ял еси: проклята земля в делех твоих, в печалех снеси тую вся дни живота твоего.

Приговор Адаму предваряется объявлением вины его, состоящей в том, что он, забыв свое значение, как руково­дителя жены, вместо того, чтобы внушить ей раскаяние в преступлении, сам дал себя увлечь ее недобрыми внуше­ниями, и что он преступил заповедь, которую сам непо­средственно, в ясных выражениях принял от Бога. Приго­вор: проклята земля в делех своих (точнее с еврейского: за тебя). За вину человека проклинается, т. е. или совсем лишается благословения плодородия, или на малоплодие осуждается земля, возделываемая руками человека. Про­клятие земли относится также к качеству ее произведений: пораженные проклятием они утратили в значительной сте­пени первоначальные совершенства, первоначальную пи­тательность и полезность для человека. В печалех снеси тую (от нее) во вся дни живота твоего. Вследствие ума­ления плодородия земли, приобретение пропитания по­средством земледелия будет стоить человеку великих бес­покойств и огорчений. Нет сомнения, что это проклятие земли отразилось и в мире животных, ибо животные, пи­таясь отселе плодами проклятой земли, не столь обильны­ми и менее годными для поддержания сил и здоровья, по необходимости должны утратить часть первоначальных своих совершенств, и может быть вследствие умаления, в количестве и качестве, растительной пищи, многие из них сделались плотоядными.

18. Терния и волчцы возрастит тебе, и снеси траву селную.

Терния и волчцы и другие негодные травы до грехопа­дения могли произрастать только на местах пустынных, а теперь и на обработанной руками человека почве будут заглушать собою полезные растения. И снеси траву сеяную. Тот, кто прежде питался плодами райских дерев, осужда­ется теперь питаться свойственного животным пищею — полевою травою, в случае неурожая хлебных растений и древесных плодов.

19. В поте лица твоего снеси хлеб твой, дондеже возвратишися в землю, от нея же взят еси: яко земля еси, и в землю отыдеши.

И до грехопадения, живя в раю, Адам должен был трудиться, но тогда, вследствие плодородия почвы и кре­пости телесных сил, труд был легок и благодарен. Для приобретения пропитания Адам осуждается теперь на из­нурительный до пота и менее плодотворный труд. Одна смерть освободит его от изнурительной борьбы с непокор­ною ему природой: дондеже возвратитися в землю, от неяже взят еси: яко земля еси и в землю отыдеши. Какой удар для гордости человеческой! Тот, кто мечтал возвы­ситься до богоравенства, должен обратиться в прах, из которого сотворен. Смертию угрожал Господь за ослуша­ние Его воли, и эта угроза непременно исполнится. С вкушением плода человек не только стал смертным, но и действительно начал умирать по самому телу: семя смерти уже проникло в телесный состав, и то, что мы называем смертию, есть только конец давно начавшейся работы смерти. И если не вдруг, не скоро наступил этот конец для первых людей, это потому, что Господь долготерпеливый ожидал от них покаяния и плодов его.

И проклятие земли, и смерть суть действия не только правосудия Божия, но вместе благости Божией к грешнику; ибо служат врачевством против гордости, учат смирению, и ставят преграду неумеренным чувственным удовольст­виям.