Commentary on the Paremia from the Book of Genesis

Гл. 4 ст. 8. И рече Каин ко Авелю брату своему: пойдем на поле. И бысть внегда быти им на поли, воста Каин на Авеля брата своего и уби его.

Зависть к Авелю и злоба на него созрела в Каине до решимости убить его, от которой напрасно предостерегал Каина Господь. Чтобы беспрепятственно совершить зло­деяние и скрыть следы его, Каин пригласил брата в поле. И приглашение, и беседа на пути, без сомнения, имели вид дружелюбия, иначе Авель не пошел бы за Каином. В душе Авеля, невинной и радостно настроенной благоволением к нему Божиим, не было и тени подозрения на брата, дышав­шего злобою и скрывавшего ее под лицемерною наружностию. Каин привел Авеля в такое место, где не могло быть свидетелей замышленного им злодейства, и убил его. Убие­ние совершено было с пролитием крови, как это видно из обличительных слов Господа к Каину (ст. 10), и из слов Иисуса Христа, грозившего Иудеям казнию за их кровавые преступления, начиная от крови Авеля праведного (Мф 23, 35). Злодеяние Каина — это был первый взрыв предвозве­щенной Богом (Быт 3, 15) вражды между семенем жены и семенем змия–диавола, продолжающейся чрез всю исто­рию человеческого рода. Зло не может жить в мире с добром. «Всяк делающий худые дела ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин 3,20). Первый, исконный ненавистник добра есть диавол. Каин был первым порождением, семенем диавола в человеческом роде, и потому не мог жить в мире с

благословенным и святым семенем жены в лице Авеля. На такое значение Каинова преступления указывает апостол Иоанн, говоря: «Каин был от лукаваго, и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны» (1 Ин 3, 12). Самый способ проявления вражды к Авелю свидетельствует о сродстве Каина с диа­волом. Диавол лестью и коварством погубил Еву. И Каин также лестью и коварством вызвал Авеля в поле для его погубления. Диавол «человекоубийца бе искони» (Ин 8. 44), ибо «завистию диаволею смерть вниде в мир». И Каин явился подражателем диавола, сделавшись братоубийцею.

9. И рече Господь Бог к Каину: где есть Авель брат твой? И рече: не вем: еда страж брату моему есмь аз?

Вопросом Каину Господь хочет пробудить его совесть, расположить его к исповеданию греха, к раскаянию и к мольбе о прощении. Но Каин и слышать не хочет напоми­наний о покаянии. Он с дерзостию ожесточенного грешни­ка запирается в преступлении. От сего запирательства не удерживает его ни мысль о всеведении Божием, которая затмилась в нем, ни страх правосудия Божия, который, как увидим, пробудится в нем уже после и приведет его только к отчаянию. Какой страшный успех греха со времени гре­хопадения прародителей! Отец с матерью по крайней мере не запираются во грехе, а только стараются оправдать его, а сын не думает даже признаться во грехе.

10. И рече Господь : что сотворил еси сие? Глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли.

Что сотворил еси сие? В этом вопросе слышится укор злодею и сожаление о нем. «Ты пренебрег Мои внушения, какими Я предостерегал тебя от преступления; образумься по крайней мере теперь, по совершении преступления; пойми, что ты сделал, — ведь ты сделал ужасное преступление, от наказания за которое напрасно думаешь избавить­ся отречением от него». Глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли. Авель по незлобию своему мог совсем не жаловаться Богу на Каина и в то время, когда поражаем был от него смертельными ударами, и по смерти. Но кровь Авеля вопияла к Богу громче всякого живого доносчика; злодейство без жалоб известно было Всеведущему и тре­бовало отмщения злодею от Правосудного. Самовольным, насильственным отъятием жизни у человека оскорблена была власть над жизнию и смертию, принадлежащая еди­ному Творцу. Воздаянием за преступление надлежало вос­становить права этой власти. Отъятием у человека такого драгоценного дара Творца, как жизнь, оскорблена была также благость и любовь Божия к человеку. Господь про­мыслительно хранит жизнь всякого человека, особенно жизнь благочестивых, и без особенной нужды не ускоряет их смерти. Злодей, проливающий драгоценную для Бога кровь, явно идет наперекор любви Божией, и потому может ли остаться безнаказанным? Бог — отец всех человеков: какому же отцу не горько видеть преждевременную и на­сильственную смерть сына? Особенно «честна (многоцен­на) пред Господом смерть преподобных Его» (Пс 115, 15), к числу которых принадлежал Авель. За убитого обыкно­венно вступаются ближайшие сродники его. Вера Авеля сроднила его с Богом и потому сделала Его как бы естест­венным мстителем за кровь его. Кровь Авеля вопияла от земли, — это значит, что земля, упитанная потоками сей крови, готова быть свидетельницею и орудием наказания злодея.

11. И ныне проклят ты на земли, яже разверзе уста своя прияти кровь брата твоего от руки твоея.

В чем состоит то проклятие или осуждение Каина, свидетельницею и орудием которого будет земля, оскверненная злодейством его, как некогда земля Ханаанская осквернена будет нечестием хананеев (Лев 18, 28), — это видно из следующих стихов.

12. Егда делаеши землю, и не приложит силы своея дати тебе: стеня и трясыйся будеши на земли.