Commentary on the Paremia from the Book of Genesis

Гл. 4. ст. 16. И изыде Каин от лица Божия и вселися в землю Наид, прямо Едему.

Каин до совершения злодеяния жил с родителями в стране Едемской. Здесь, как член общества верных Богу, хотя и согрешивших пред Ним, он находился вместе с ними

в близком общении с Богом, и удостаивался лицезрения Божия, ибо Бог являлся ему в чувственном, человекообраз­ном виде. Милосердый Господь, как солнце, сияющее на злые и благие, явился лицем Своим Каину и тогда, когда сей замыслил совершить, и тогда, когда совершил злодея­ние, и кротко обличал и вразумлял его. Теперь же за нерас­каянность Каин отлучен правосудным Богом от общества верных Ему и вместе с сим отлица, т. е. от лицезрения Божия. Изгнанный из страны Едемской, он переселился невдали от нее в страну, которая от этого переселения и скитания его в ней по разным направлениям названа Наид, что на еврейском языке означает землю странствования.

17. И позна Каин жену свою, и заченши, роди Еноха. И бе зиждяй град, и именова град во имя сына своего Енох.

И позна Каин жену свою На ком он был женат? На родной сестре: «В тогдашнее время это не было преступ­лением, потому что не было еще закона, которым бы такой союз был запрещен. Иначе и невозможно было вначале размножение человеческого рода» (Феодор. на кн. Быт. вопр. 42). Прибавим, что девственная природа была тогда сильна и супружество родных не могло иметь нынешних пагубных последствий, каковы бесплодие, рождение уро­дов, тупоумных, глухонемых.

Неизвестно, сколько у Каина было детей, но видно, он очень любил Еноха, когда нарек его именем город, к созда­нию которого приступил. В древности городом называлось огражденное стеной или валом пространство с нескольки­ми палатками, или какими‑нибудь другими жилыми стро­ениями, больше похожее на крепость или острожек, чем на город — средоточие промышленности. Такое же укреплен­ное место, конечно, хотел устроить и Каин. К созданию города Каин, вероятно, побуждаем был желанием поло­жить конец своей скитальческой жизни, на которую осужден Божеским правосудием, и утвердить пребывание в одном месте; но едва ли он мог вполне успеть в этом, ибо не сказано, чтоб он водворился в своем городе, который притом он только начал строить, бе строки, предоставив окончание начатой постройки своим детям и внукам. По­стройку города Каин мог предпринять также для того, чтобы найти в нем безопасное убежище от людей, мщения которых продолжал страшиться, а вместе для того, чтобы самому иметь точку опоры при нападении на людей, ибо при неудаче в земледелии он, вероятно, для прокормления себя, прибегал к грабежу. На Каинов город можно также смотреть как на попытку сделать средоточие соединения для своего рода в замене утраченного единения с Богом.

18. Родися же Еноху Гаидад: и   Гаидад роди Малелеила: и Малелеил роди Мафусала.

Имена некоторых потомков Каина: Еноха, Малелеила и Мафусала одинаковы с именами потомков благочестиво­го племени (Быт 5, 13, 19, 22). Это показывает, что оба племени не чуждались одно другого. Из потомков Каина бытописатель с особенною подробностью повествует о Ламехе и его семействе, чтобы в их примере представить сокращение склонностей и пороков всего племени.

19. И взя себе Ламех две жены: имя единей Ада, и имя вторей Селла.

Вопреки первоначальному закону брака (Быт 2, 24), Ламех первый показал пример многоженства. Видно, он не уважал нравственного значения супружеского союза и смотрел на него только как на средство быстрейшего раз­множения рода (По Иосифу Флавию, у него от двух жен было 77 сыновей) и удовлетворения чувственности. «По­добное несовершенство брака терпимо было в патриархах (после потопа), но тогда, когда жизнь человеческая приметным образом сократилась, а вера патриархов и самое смотрение Божие требовали скорого размножения избран­ного племени» (Зап. на кн. Быт.).