Commentary on the Paremia from the Book of Genesis

1). Числовыми указаниями лет жизни от появления на свет одного патриарха до рождения от него другого опре­деляется продолжение времени от сотворения мира до потопа. В рассматриваемой паремии обнимается время от Адама до седьмого патриарха — Еноха. Адам родил Сифа через 230 лет по своем сотворении. Сифу было 205 лет до рождения от него Еноса; Еносу — 190 лет до рождения от него Каинана; Каинану — 170 до рождения Малелеила; Малелеилу —165 лет до рождения Иареда; Иареду 162 года до рождения Еноха; Еноху 165 до рождения Мафусала. Сложение сих чисел дает 1287 лет. Далее, за пределами рассматриваемой нами паремии, к сей сумме счисление прибавляет до потопа 969 лет (Быт 5, 26–32; 7, 6). Следст­венно от сотворения мира до потопа протекло 2256 лет.

Это по летосчислению в греческом и церковно–славянском тексте Библии, проверенному с древним самаритянским и Иосифом Флавием (Библ. Ист. изд. 1852 г/стр. 24. 25). Текст греческий в летосчислении допотопного мира дает около 600 лет более, нежели еврейский, в котором каждый из первых шести патриархов является отцом на сто лет раньше, чем по счету еврейской Библии. «Трудность изъяснить удовлетворительно происхождение сей разности не препятствует чистому учению спасительного учения в Св. Писании» (Зап. на кн. Бытия).

2). Долголетие патриархов, живших до потопа и после потопа до Авраама, когда жизнь человеческая начала, впро­чем, постепенно сокращаться, — подвергаемо было неко­торыми сомнению. Почитая невероятным, чтобы человек мог прожить 900, 800,700,600,500,400,300 и 200 лет, они полагали, что Моисей, по примеру древних египтян, сокращавших год в месяц, разумеет месячные годы, когда счи­тает годы патриархов. Но к такому предположению не дает ни малейшего основания повествование Моисея. Напро­тив, в его повествовании о потопе год ясно отличается от месяца в 30 дней. Он говорит: «в шестисотом году жизни Ноевой, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники бездны» (Быт 7, 11) *.

Нельзя также год Моисеев сокращать в три месяца до потопа и в восемь после потопа. Повествуя о потопе, Моисей ясно полагает около 12 месяцев в году потопном Так, потоп начался в 17–й день второго месяца (по–нашему — ноября) на 600–м году жизни Ноевой и кончился в 27–й день второго же месяца на 601–м году жизни Ноевой (Быт 8, 13 14). В промежутке между началом потопа и концом его, Моисей считает 150 дней (т. е 5 месяцев) усиления потопа, потом говорит о постепенной убыли воды в 17–й день седьмого месяца (апреля), в 1–й день десятого месяца (июля), по прошествии 40 дней, через три недели, и об освобождении земли от воды в первый день первого месяца.

— Если б допустить предположение, будто годы патриархов равняются нашим месяцам, то выходило бы, что некоторые патриархи дела­лись отцами слишком рано, что например Арфаксад, жив­ший 500 лет, родил Салу, будучи сам 12 лет (в Бытии сказано, что он родил на 135 году (Быт 11,12–13), а Фарра, отец Авраама, живший 205 лет, имел сына на 6–м году жизни (Быт 11,26–32). — Еще несообразность: стотридцатилетний Иаков жалуется пред фараоном на краткость своей жизни, говоря, что дни жизни его не достигли до лет жизни отцов его, т. е. предков его (Быт 47,9). Какой смысл имела бы эта жалоба, если бы жизнь отцов продолжалась не 500, 300, 200 лет, а только 500, 300, 200 месяцев? Долголетием своим он превзошел бы тогда не только бли­жайших отцов, но и допотопных патриархов.

В долголетии патриархов нельзя не признать особен­ного действия промысла Божия: чем долее на свете жили патриархи, тем быстрее размножался род человеческий, тем богаче становились они опытами жизни и благоразумением и, следственно, тем способнее являлись к тому, чтобы быть руководителями молодых поколений, что осо­бенно нужно было в детском, первобытном состоянии человечества, — тем благонадежнее сохранялось божествен­ное откровение и благочестивые предания между чтителя–ми истинного Бога. В то время, когда не было писанного слова Божия, патриархи были живою, самою верною кни­гою откровений Божиих. Один и тот же человек, об одних и тех же богооткровенных истинах и правилах мог слышать сам и рассказывать другим целые сотни лет. Так, например, Ной, живший до потопа около 600 лет, мог беседовать с Малелеилом, а Малелил с Адамом. Мафусал, умерший в год потопа, мог передавать современникам, что сам слышал от Еноса, сына Сифова. Вследствие сего не только позд­нейшие откровения Божии, но и самые первоначальные, бывшие Адаму в раю, могли перейти в мир послепотопный в первобытной свежести и неповрежденности. Кроме осо­бенного Промышления Божия долголетию патриархов способствовали естественные причины. Избыток сил при­роды, еще не в такой степени, как впоследствии, растлен­ной грехом, простой, близкий к природе образ жизни, самое состояние человеческого тела, сохранившего довольно первобытных совершенств, — ибо чем меньше было пред­ков, тем меньше наследственной порчи могло перейти к потомкам, — все это такие обстоятельства, которые состав­ляют преимущество времен первобытных пред поздней­шими.

3). Бытописатель, исчисляя допотопных патриархов, замечает время рождения каждого, продолжение его жизни до рождения сына, которому суждено продлить благосло­венное племя, продолжение всей жизни каждого патриар­ха, и, наконец, о каждом повторяет: и умре Таков непре­ложный закон! Человечество не вымирает, жизнь его по­стоянно обновляется чрез нарождение новых поколений. Не вымирало и то племя, в котором уготовлялось святое семя для духовного обновления всего человеческого рода. Но над отдельными лицами должен был исполниться при­говор, произнесенный Адаму: земля еси, и в землю отъидеши, — хотя они «не согрешили по подобию преступления Адамова» (Рим 5, 14). Во всем патриархальном мире был один человек, который был изъят из общего закона. Это Енох. О нем сказано: И угоди Енох Богу, и не обреташеся, зане преложи его Бог (ст. 24).

И угоди Енох Богу. Точнее с еврейского текста: «и ходил Енох с Богом», т. е. находился в близком духовном обще­нии с Богом (1 Цар 25, 15), приближаясь к Нему верою и любовию, и привлекая Его особенное благоволение, так что, может быть, сподоблялся и явлений Его в чувственном виде, подобных тем, каких удостаивался Адам в раю.

И не обреташеся, т. е. не стало его, зане преложи его Бог. О сем преложении Апостол говорит: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог преселил его» (Евр 11,5) в жилище блажен­ных. С Енохом случилось то же, что впоследствии случи­лось с пророком Илиею, который взят был живой от земли (4 Цар 2,10), и что некогда, во второе пришествие Христово, совершится с теми, которых оно застанет в живых: они не умрут, а вместе с воскресшими из мертвых изменятся вдруг, в мгновение ока, при последней трубе и соделаются нетленными (1 Кор 15, 21. 22). Енох восхищен был прямо в состояние славы по самому телу, не испытав смерти и даже болезни. Для чего сие чудо? Для того, чтобы среди всеобщего господства смерти и тления в одних возбудить, в других утвердить веру в вечную жизнь и упование бес­смертия. Кроме того, сын Сирахов говорит: «Енох был взят, как образец покаяния для современников» (44, 15). Это значит, что современники, видя в лице Еноха, какой высо­кой награды может быть удостоена жизнь, проводимая в духе покаяния, в борьбе со грехом, могли и сами научиться покаянию. Енох учил современников покаянию не только примером своим и судьбою своею, но и проповедью: он был пророком. Апостол Иуда приводит его пророческие слова: «се идет Господь со тмами святых ангелов Своих, сотворит суд над всеми, и обличит всех между ними нечес­тивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него не­честивые грешники» (ст. 14, 15).