Commentary on the Paremia from the Book of Genesis
В сих словах содержится не условный, как в 3–м стихе, а уже решительный приговор Божий об истреблении людей, не внявших гласу благодати, призывавшей их к покаянию. С людьми осуждаются на истребление животные. «Но почему с виновным человеком должны нести наказание неразумные твари? По причине очень естественной, ибо для себя ли они созданы? Они произведены для человека; посему, когда не стало его, к чему оставаться им?
И для того также они участвуют в наказании, постигшем нас, чтобы познали мы великость заслуженного нами гнева Божия. Притом как за грех первого человека проклята была земля, так и теперь, когда человек осужден на истребление, тварь разделяет с ним казнь. Но некогда тварь будет участвовать и в блаженстве человека, ибо, говорит Апостол, и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим 8, 21)» (Златоуст).
8. Ное же обрете благодать пред Господем Богом.
Правосудный Бог, осудивший на истребление все человечество, нашел достойным пощады одного Ноя с семейством. Но сею особенною милостию к Ною растворяется гнев Божий на всех. В лице спасаемого Ноя и его сыновей сохраняется залог физического и духовного обновления человеческого рода после потопа.
Глава: XI. Паремия, положенная на вечерне в понедельник третьей седмицы Великого поста (Быт 6, 9–22).
В сей паремии идет речь об избрании и приготовлении Ноя для сохранения во время предстоящего потопа человеческого рода и других тварей.
Гл. 6. ст. 9· Ное человек праведен, совершен сый в роде своем, Богу угоди Ное.
Перед сим Бытописатель говорил о всеобщем нравственном растлении людей, об угрозе Божией истребить их и о том, что один Ной обрел благодать пред Богом (ст. 1–7). Теперь же замечается, чем Ной заслужил эту благодать, это благоволение Божие. Он был праведен, т. е. благочестив и добродетелен. Он был совершен вроде своем, т. е. в нравственном отношении был образцом совершенства между людьми современного ему поколения, нечестивыми и развращенными. Богу угоди Ное. Его благочестие и добродетель тем выше были в очах Божиих, чем труднее было сохранить их тому, кто, живя среди общества людей нечестивых, на каждом шагу встречал искушения и соблазны.
10. Роди же Ное три сыны, Сима, Хама, Иафета.
О сих сыновьях Ноя, родившихся у него спустя 500 лет его жизни, бытописатель упоминал в родословии допотопных патриархов (5, 32). Теперь он снова упоминает о них, как о предназначенных к спасению от потопа вместе с отцом.