Commentary on the Paremia from the Book of Genesis

Если под линейной мерой, именуемой лактем, будем разуметь здесь лакоть шестидланную, которая употребляе­ма была у евреев до вавилонского плена (Иез 40, 5) и равнялась нашим 10,5 вершкам, то ковчег в длину был 65 саженей, 1 аршин, 14 вершков, в ширину — 10 саженей, 2 аршина, 13 вершков, и в высоту — 6 саженей, 1 аршин, 11 вершков.

16. Собирая сводом сотвориши ковчег, и в лакоть свершиши его свыше: дверь же ковчега сотво­риши от страны: обиталища двокровна и трекровна сотвориша в нем.

Ковчег долженствовал иметь кровлю плоскую, кото­рая, впрочем, называется сводом, потому что к средине должна быть едва заметно поднята на лакоть и таким обра­зом быть двухскатною для стока воды. Для проведения в ковчег света и воздуха надлежало быть в нем отверстию. Оно и было, ибо ниже сказано будет Бытописателем, что до окончания потопа Ной открывал окно ковчега, которое сделал, и выпускал в окно сперва врана, потом голубиц (8, 6). Это отверстие, полагают, было в перегибе кровли ков­чега посредине ее и простиралось во всю длину кровли. Вход в ковчег заповедано устроить в виде двери в боку его. По высоте он должен иметь три яруса, или жилья, отделен­ных особыми кровами, т. е. потолками: нижнее -χατωγεα (Это греческое слово значит именно нижнее помещение, а не вообще обиталища, как переведено по–славянски.), среднее и верхнее. Среднее названо двокровным, потому что находилось под вторым кровом или потолком, верх­нее — трекровным, потому что находилось под третьим кровом или потолком. Кроме этих ярусов могла быть в ковчеге подводная часть (трюм), хотя о ней не упоминает­ся, — для балласта, для пресной воды, для дров и для продовольственных запасов.

17. Аз же, се, наведу потоп, воду на землю, погубити всяку плоть, в нейже есть дух жизни под небесем, и елика суть на земли, скончаются.

Ковчег предназначается только для немногих единиц из разных родов животного царства, для сохранения сих родов. Прочие животные, какие только есть под небесем и на земли, т. е. птицы небесные и звери, живущие на суше, обрекаются на погибель в водах потопных.

18. И поставлю завет Мой с тобою: внидеши же в ковчег ты и сынове твои, и жена твоя и жены сынов твоих с тобою.

Завет значит союз, основанный на взаимных обязатель­ствах вступающих в союз сторон. Вступая в союз с Ноем, Господь, как видно из всего последующего, принимает на Себя обязательство и обещает сохранить Ноя с семейством во время потопа. Ной же, со своей стороны, заветом с Богом обязывается принять на себя труд построения ковчега и не ослабевать в сем труде, какие бы ни встретил при этом препятствия от людей нечестивых, и как бы ни был про­должителен и тяжел этот труд сам по себе. Господь, верный завету с Ноем и обещанию сохранить его во время потопа, заповедует ему, когда будет готов ковчег, войти в него со всем семейством, состоящим из 7 душ: его жены и трех сыновей с женами.

19. 20. И от всех скотов и от всех гад, и от всех зверей, и от всякия плоти, два два от всех введеши в ковчег, да питаеши с собою: мужеский пол и женский будут. От всех птиц пернатых по роду и от всех скотов по роду, и от всех гадов ползающих по земли по роду их, два два от всех внидут к тебе, питатися с тобою, мужеский пол и женский.

С людьми должны быть сбережены от всеобщей гибели те бессловесные, которые назначены для распложения от них подобных им по окончании потопа, как сберегаются зимою в житницах семена на посев весной. В ковчеге должны быть помещены: скоты, т. е. домашние четверо­ногие животные, гады, т. е. пресмыкающиеся, звери, т. е. дикие, живущие в лесах и полях четвероногие, птицы, — вообще всякая плоть, т. е. все те животные, которых род мог быть возобновлен после потопа не иначе, как от жи­вотных, сбереженных в ковчеге. Что же касается до живот­ных, которые могли сохраниться под водой в семенах и из них после потопа возродиться от теплоты солнечной, тех, очевидно, не говоря о рыбах, не нужно было брать в ковчег.

От каждого рода животных должно быть в ковчеге два два, т. е. по паре, состоящей из мужеского и женского пола. Счисление два два (δυο δυο) в значении пары встречается и в новозаветном писании, — именно оно употреблено об апостолах, посланных Господом Иисусом по двое на про­поведь Евангелия (Мк 6, 7). Не сказано, как Ной должен был собрать животных в ковчег, — не сказано, конечно, потому, что это было и не дело Ноя, а дело особенного Промышления Божия, — Ною предоставлено только пус­тить в ковчег животных, которые сами по тайному внуше­нию Божию соберутся к нему.