Commentary on the Paremia from the Book of Genesis

2. But the earth was invisible and unformed, and darkness was on the top of the deep, and the Spirit of God was on top of the waters.

These words depict the original state of the newly created earth. It was invisible, i.e. the surface of the globe was deep under the waters, and therefore its outlines could not be seen even if there was someone to look at it and there was light. It was unsettled, i.e., it did not at all represent the beauty that appeared on it on the third and subsequent days, since the appearance of the vegetable kingdom and various animals on it. In addition, it can be thought that in its internal composition it did not yet have the proper density and concentration. It was in a liquefied state — And darkness at the top of the abyss. Not only was there no light on the earth itself, which was covered with water, but an impenetrable darkness swept over the water itself, vapours rose high from it, the density of which is given the faintest idea by the thick, impenetrable mists and clouds that now occur. Other planets and stars were probably in a similar state. That is why it is said in the Epistle of St. Paul. In the beginning, by the Word of God, the heavens and the earth were made of water and of water" (2 Peter 3:5). "And the Spirit of God hovered on the top of the waters. Here we are talking about the participation of St. The Third Person of the Most Holy Trinity, in creation. The Holy Spirit was hovering at the top of the waters, or, more precisely, from the Hebrew text, overshadowing it like a nesting bird (Deuteronomy 32:1); this means that the Holy Spirit warmed and gave life to the water nature and the earth under the water, for their further formation in the course of six days, which is described in the following verses. It can be thought that the Holy Spirit acted in the same way in relation to other worlds.

3. И рече Бог: да будет свет. И бысть свет.

И рече. Для Всемогущего достаточно изречь одно слово, чтобы дать бытие той или другой твари. «Той рече, и быша; повеле и создашася» (Пс 148, 5). Впрочем, под творческим словом, как замечают отцы Церкви, не должно разуметь какой‑либо членораздельный звук или слово, по­добное нашему: нет, это творческое слово знаменует толь­ко мановение всемогущей воли, произведшее из ничего ВСЮ вселенную (свт. Василий Великий «Беседы на Шестоднев»).Да будет свет: и бысть свет. Свет сотворен еще в первый день творения, тогда как солнце и другие небесные светила сотворены в четвертый день. Как объяснить это? как мог существовать свет без светил? — Исследованиями ученых открыто, что солнце не все состоит из светящей материи, а что внутри оно есть темное тело, и только снаружи окружено жидкою или, может быть, газообразною светящею материей. Если предположить, что эта светящая материя, при своем сотворении, еще не была собрана около темного солнечного тела, а находилась в разреженном со­стоянии, в виде светящего тумана и наполняла собою, может быть, все то пространство, которое теперь занимает солнечная система, то становится понятным, каким обра­зом свет мог существовать без солнца. Солнца не было, т. е. светящая материя не собралась еще около темного солнеч­ного тела, но она производила уже свет. То же самое может быть применено и к другим неподвижным звездам, потому что они по своей природе сходны с нашим солнцем. Если бы можно было видеть их в то время с земли, то они представлялись бы подобными тем небесным явлениям, которые называются туманными пятнами, а может быть все они вместе составляли один сплошной светящийся туман, подобный по своему виду Млечному пути.

4. 5. И виде Бог свет, яко добро, и разлучи Бог между светом и между тмою. И нарече Бог свет день, а тму нарече нощь. И бысть вечер, и бысть утро, день един.

И виде Бог свет, яко добро. Виде, — это не то значит, что Бог до сих пор не видел, и только теперь усмотрел. Нет, Бог от вечности предопределивший сотворить мир, от веч­ности предначертавший устройство его в целом и частях, без сомнения от вечности знал, что свет будет добро, т. е. вполне будет соответствовать Его премудрости и благости. И вот, сотворенный свет действительно явился таким, каким ему надлежало быть по предначертанию Божию. Теперь если сказано: И увидел Бог, что свет добро, — это значит, что Бог с таким же удовольствием воззрел на осу­ществление своего предначертания о свете, как был дово­лен самым предначертанием. — В каком же отношении свет добро? — Свет составляет необходимое условие для жизни растений, без света они не могут развиваться. Отра­жение света производит разноцветность в предметах: она приятно нас поражает в радуге, в каплях росы, в облаках. Свет есть самый сильный химический деятель, так что может превращать в пыль алмаз, сопротивляющийся вся­кому другому давлению. Свет дает нам возможность по­средством зрения ощущать отдаленные предметы, откры­вает пред нами красоту созданий Божиих и возбуждает в созерцателе благоговение и любовь к Создателю.

И разлучи Бог между светом и между тмою. И нарече Бог свет день, а тму нарече нощь. В первоначальном состо­янии своем свет не был еще отделен от тьмы, потому что светящая материя окружала собою землю и прочие планеты со всех сторон и таким образом свет был повсюду, но он был смешан с тьмою, потому что при чрезвычайной разре­женности светящей материи свет не имел той яркости, какую он получил в последствии. Отделение света от тьмы началось вместе со сгущением светящей материи; при этом сгущении, с одной стороны, свет приобретал более и более яркости, с другой стороны, наша земля и другие планеты, одна за другою, стали выходить из светящего тумана, так что он окружал их уже не со всех сторон, а стал являться им с одной стороны, тогда как другая сторона была во мраке; таким образом свет был отделен от тьмы, и произо­шло различие между днем и ночью; на той стороне земли и других планет, которая была обращена к светящей мате­рии, был день, а на противоположной стороне — ночь.

И бысть вечер и бысть утро, день един. Когда светя­щая материя перестала окружать земной шар со всех сторон, то одна сторона земли мало–помалу лишилась света, и таким образом произошел вечер; но вследствие обраще­ния земли около своей оси эта часть земли опять обратилась к светящей материи, наступило утро, и таким образом исполнился первый день мироздания, и начался второй.

6. 7. И рече Бог: да будет твердь посреде воды, и да будет разлучающи посреде воды и воды. И бысть тако. И сотвори Бог твердь, и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже бе над твердию.

Хотя земля и, может быть, другие планеты существо­вали еще до начала второго дня мира, иначе не могло бы быть различения между днем и ночью; но эти планеты еще не были совершенно отделены одна от другой, потому что пространство, находящееся между ними, не было пустым, но было наполнено испарениями вод и других веществ, из которых состоят планеты. При таком состоянии солнечной системы на земле еще не могло быть голубого небесного свода, который называется твердию, но небо представля­лось в туманном виде, подобно как теперь в пасмурные дни. Во второй день по повелению Божию пространство между планетами очистилось от испарений; эти испарения, сосре­доточенные около различных планет и сгустившись, пере­шли из парообразного состояния в жидкое; так что влаж­ность, которая была разлита прежде по всей солнечной системе, теперь разделилась по различным планетам; и таким образом отделились воды, которые под твердию, т. е. воды принадлежащие земному шару, от вод, которые над твердию, т. е. от вод или каких‑либо других жидкостей, находящихся на других планетах. Вместе с тем образовался около земли голубой небесный свод, подобно как и в на­стоящее время он является взорам нашим по очищении воздуха от тумана и облаков.