Commentary on the Paremia from the Book of Genesis

13—16. В день той вниде Ное, Сим, Хам, Иафет, сынове Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ним в ковчег. И вси зверие земнии по роду, и вси скоти по роду, и всякий гад движущийся на земли по роду, и всякая птица пернатая по роду своему, внидоша к Ною в ковчег два два (по паре), мужеский пол и женский, от всякия плоти, в нейже есть дух животный: и входящая мужеский пол и женский от всякия плоти, внидоша к Ною в ковчег, якоже заповеда Господь Бог Ною: и затвори Господь Бог ковчег отвне его.

По повелению Божию (см. 12–ю и 13–ю паремии), Ною с семейством и животными надлежало перебраться в ковчег в течение седми дней до начала наводнения. Ной так и поступил, как ему поведено (ст. 4 и 5): все седмь дней употреблены были для переселения в ковчег и для удобного размещения в нем многочисленных обитателей его, — вдруг, в один день сделать этого было невозможно. Посему, если еще сказано, что в день той, т. е. в самый день наступления потопа, — вниде Ной с семейством и внидоша все животные, сие должно понимать так, что в этот день, вероятно утром, окончательно перебрались в ковчег и уст­роились в нем люди и бессловесные. — Бытописатель, перечисляя вошедших в ковчег людей и животных (дикихзверей, домашних скотов, пресмыкающихся и летающих), повторяет сказанное им о том же прежде, — повторяет для того, чтобы всякий видел и помнил, что кроме перечислен­ных тварей все остальные, не могущие жить в воде или возродиться из семян, должны погибнуть, и чтобы, видя это и помня, научился благоговеть пред судом Божиим. — И затвори Господь Бог ковчег отвне его Сам Бог, руково­дивший Ноем при построении ковчега и при водворении в него, Сам Он затворяет за Ноем дверь ковчега, без сомне­ния, так плотно, чтобы ни вода не могла проникнуть в судно, ни потопающие люди не могли отворить его для спасения от погибели. Может быть, при сем надлежало снаружи покрыть смолою створы двери, чего Ной, нахо­дясь внутри ковчега, сам не мог сделать.

17. И бысть потоп Четыредесять дний и Четыре­десять нощей на земли, и умножися вода, и взя ковчег, и возвыснся от земли.

Бысть потоп Четыредесять дней и Четыредесять нощей Идет речь собственно о дожде, как об одной из причин потопа, —дождь, как выше было сказано (ст. 12), действи­тельно продолжался 40 суток непрерывно. Чрез 40 суток наводнение уже достигло до такой высоты, что вода под­няла ковчег, и он начал носиться по безбрежному морю, без кормила, без парусов. Один Бог был кормчим этого судна, один Он управлял его движениями и наблюдал за его безопасностью. Ной во всем предался воле Божией и спокойно обитал в ковчеге, как бы на твердой земле. Чего ему было бояться? Он жил в помощи Бога вышнего, в крове Бога небесного водворился.

18—20. И возмогаше вода, и умножашеся зело на земли, и ношашеся ковчег верху воды. Вода же возмогаше зело зело на земли: и покры вся горы высокия, яже бяху под небесем: пятьнадесять

лактей горе возвысися вода, и покры вся горы высокия.

Если и по прекращении проливного дождя из хлябий небесных, продолжавшегося только 40 суток, вода потоп–ная прибывала все более, пока наконец покрыла самые высокие горы, то следует заключить, что главною причи­ной всемирного потопа были не хляби небесные, а подзем­ные воды, которые действовали с преимущественною силою и продолжительностью. — Если сказано, что вода поднялась на пятнадцать локтей, покрыв все горы высокия, это должно понимать не в отношении к горам, ибо их высота различна, — но в отношении к ковчегу, который, всюду носясь по водам, нигде не касался горных вершин, покрытых водою, хотя погружался на 15 лактей.

21—23. И умре всякая плоть движущаяся по земли, птиц и скотов и зверей, н всякий гад движущийся на земли, и всякий человек, и вся елика имут дыхание жизни, и все еже бе на суши, умре. И потребися всякое востание (существо), еже бяше на лицы всея земли, от человека даже да скота и гадов и птиц небесных, и потребишася от земли: и оста Ное един, и иже с ним в ковчезе.

Хотя потоп был послан на землю собственно за грехи людей, но чтобы люди видели, как тяжка их вина, казнь за нее распространена на несмысленную тварь. Казнь эта тем поразительнее, что от нее погибло несметное множество животных. Род человеческий, как произшедший от одной четы, не мог в течение двух тысяч с небольшим лет до потопа распространиться по всему лицу земли.

По свидетельству геологических данных, люди до потопа даже в Европе не успели расселиться, не говоря о других более отдаленных частях света.