Commentary on the Paremia from the Book of Genesis
5. Крови бо вашей, душ ваших, от руки всякаго зверя изыщу (потребую) (ея): и от руки человека брата изыщу ея.
Так как цель запрещения кровожадности и жестокости при употреблении в пищу животных состоит, главным образом, в том, чтобы люди не были жестокими и кровожадными в отношении друг к другу, то сие запрещение Господь ограждает угрозою неминуемой казни за человекоубийство. Даже неразумное животное, пролившее кровь человека, не остается безнаказанным. Господь потребует из руки его (из лапы его) пролитой крови человека, взыщет с него за совершенное душегубство, хотя оно совершено без сознания вины. Законом Моисеевым впоследствии определено побивать камнями вола, который забодает человека до смерти (Исх 21, 29 — 32). И у других народов было в обычае, что всякий мог безнаказанно убивать таких животных. Но если бы случилось, что зверь, проливший человеческую кровь, скрылся от мщения человеческого, Бог, Изыскатель пролитой крови, Сам найдет его, — т. е. или погубит его молнией либо водой, или предаст его на растерзание другому зверю. Но если животные, которым несвойственно грешить, должны отвечать за человекоубийство, то еще меньше может надеяться на безнаказанность человек, дерзнувший посягнуть на жизнь того, с кем связан братскими узами, как происшедший от одной с ним крови, в самой единокровности имевший сильное побуждение к человеколюбию.
6. Проливали кровь человечу, в ея место его пролиется: яко во образ Божий сотворих человека.
По закону Божия правосудия, убийца за пролитую кровь должен заплатить своею кровью. Он погибнет или от руки родственников убитого, или по приговору поставленного Богом начальства, или, если избежит казни от родственников и начальства, найдет себе смерть от разбойников, от зверя, от пожара и т. п. Случается, что убийцы, мучимые совестью, сами себя выдают человеческому правосудию. Яко во образ Божий сотворих человека. Правосудный Бог потому строго поступает с убийцею, что убийца посягнул на величество Божие, ибо убитый сотворен по образу Божию. Господь как бы так говорит злодею: если тебя не удержала от преступления любовь к ближнему, как единокровному тебе, как имеющему одинаковую с тобой природу, то должен был остановить твою поднятую на ближнего руку страх предо Мною, ибо он создан по образу Моему, — в лице его ты оскорбил не только брата твоего, но и существо, сродное Мне Самому, украшенное богопо–добием. — Само собою, впрочем, разумеется, что если запрещается и строго наказуется зверское пролитие человеческой крови, то не грешат против сего запрещения судья, произносящий по закону смертный приговор, палач, приводящий его в исполнение, государь, объявляющий войну в защиту прав своих, воин, убивающий неприятеля на войне.
Из немногих заповедей, данных Ною, иудейская синагога развила семь заповедей и объявила их, под именем Ноевых, обязательными для так называемых пришельцев врат, т. е для язычников, обращающихся к иудейству, но не принимающих обрезания. Вот эти заповеди' 1) воспрещается идолослужение, 2) богохуление, 3) человекоубийство, 4) кровосмешение, 5) воровство, 6) ядение крови и удавленины, 7) предписывается, наконец, повиновение начальству и гражданским законам Некоторые из сих заповедей приняты на Иерусалимском апостольском соборе для язычников, обращающихся в христианство (Деян 15, 29).
Вы же раститеся и множитеся, и наполните землю, и множитеся на ней.
Благословение плодиться и размножаться повторяется после изречения закона против человекоубийства потому, что сим законом устраняется одна из причин к распространению и безопасному пребыванию на земле человеческого рода.
Глава: XVII. Паремия, положенная на вечерне во вторник четвертой седмицы Великого поста (Быт 9, 8–17).
В сей паремии повествуется о завете Бога с Ноем и о знамении завета.