Commentary on the Paremia from the Book of Genesis

5. Крови бо вашей, душ ваших, от руки всякаго зверя изыщу (потребую) (ея): и от руки человека брата изыщу ея.

Так как цель запрещения кровожадности и жестокости при употреблении в пищу животных состоит, главным образом, в том, чтобы люди не были жестокими и крово­жадными в отношении друг к другу, то сие запрещение Господь ограждает угрозою неминуемой казни за челове­коубийство. Даже неразумное животное, пролившее кровь человека, не остается безнаказанным. Господь потребует из руки его (из лапы его) пролитой крови человека, взыщет с него за совершенное душегубство, хотя оно совершено без сознания вины. Законом Моисеевым впоследствии оп­ределено побивать камнями вола, который забодает челове­ка до смерти (Исх 21, 29 — 32). И у других народов было в обычае, что всякий мог безнаказанно убивать таких живот­ных. Но если бы случилось, что зверь, проливший челове­ческую кровь, скрылся от мщения человеческого, Бог, Изыскатель пролитой крови, Сам найдет его, — т. е. или погубит его молнией либо водой, или предаст его на рас­терзание другому зверю. Но если животные, которым не­свойственно грешить, должны отвечать за человекоубий­ство, то еще меньше может надеяться на безнаказанность человек, дерзнувший посягнуть на жизнь того, с кем связан братскими узами, как происшедший от одной с ним крови, в самой единокровности имевший сильное побуждение к человеколюбию.

6. Проливали кровь человечу, в ея место его пролиется: яко во образ Божий сотворих человека.

По закону Божия правосудия, убийца за пролитую кровь должен заплатить своею кровью. Он погибнет или от руки родственников убитого, или по приговору постав­ленного Богом начальства, или, если избежит казни от родственников и начальства, найдет себе смерть от разбой­ников, от зверя, от пожара и т. п. Случается, что убийцы, мучимые совестью, сами себя выдают человеческому пра­восудию. Яко во образ Божий сотворих человека. Право­судный Бог потому строго поступает с убийцею, что убий­ца посягнул на величество Божие, ибо убитый сотворен по образу Божию. Господь как бы так говорит злодею: если тебя не удержала от преступления любовь к ближнему, как единокровному тебе, как имеющему одинаковую с тобой природу, то должен был остановить твою поднятую на ближнего руку страх предо Мною, ибо он создан по образу Моему, — в лице его ты оскорбил не только брата твоего, но и существо, сродное Мне Самому, украшенное богопо–добием. — Само собою, впрочем, разумеется, что если запрещается и строго наказуется зверское пролитие чело­веческой крови, то не грешат против сего запрещения судья, произносящий по закону смертный приговор, палач, приводящий его в исполнение, государь, объявляющий войну в защиту прав своих, воин, убивающий неприятеля на войне.

Из немногих заповедей, данных Ною, иудейская синагога развила семь заповедей и объявила их, под именем Ноевых, обязательными для так называемых пришельцев врат, т. е для язычников, обращающихся к иудейству, но не принимающих обрезания. Вот эти заповеди' 1) воспреща­ется идолослужение, 2) богохуление, 3) человекоубийство, 4) кровосмеше­ние, 5) воровство, 6) ядение крови и удавленины, 7) предписывается, наконец, повиновение начальству и гражданским законам Некоторые из сих заповедей приняты на Иерусалимском апостольском соборе для языч­ников, обращающихся в христианство (Деян 15, 29).

Вы же раститеся и множитеся, и наполните землю, и множитеся на ней.

Благословение плодиться и размножаться повторяется после изречения закона против человекоубийства потому, что сим законом устраняется одна из причин к распростра­нению и безопасному пребыванию на земле человеческого рода.

Глава: XVII. Паремия, положенная на вечерне во вторник четвертой седмицы Великого поста (Быт 9, 8–17).

В сей паремии повествуется о завете Бога с Ноем и о знамении завета.