Commentary on the Paremia from the Book of Genesis

14.15.16.17. И будет егда наведу облаки на землю, явится дуга Моя во облаце: и помяну завет Мой, иже есть между Мною и вами, и между всякою душею живущею во всякой плоти, и не будет ктому вода в потоп, яко потребити всяку плоть. И будет дуга Моя во облаце: и узрю ю, еже помянути завет между Мною и землею, и между всякою душею живущею во всякой плоти, яже есть на земли. И рече Бог Ноеви: сие знамение завета, егоже положих между Мною и между всякою плотию, яже есть на земли.

И помяну завет Мой. И узрю ю (радугу), еже помянути завет. Бог, как существо неизменямое и всеведущее, ниче­го не может забывать, следственно и вспоминать Ему не­свойственно. Если же сам Бог говорит о себе: помяну завет, то это человекообразное выражение должно понимать в том смысле, что Бог каждый раз, как явится радуга, будет взирать на нее, как на знамение Своего непреложного обе­тования не опустошать земли всеобщим потопом, и потому люди, имея пред глазами то же знамение, должны почитать себя безопасными для всеобщего потопа. Таким образом радуга есть красноречивый проповедник милосердия и долготерпения Божия, и в этом отношении имеет великое значение в истории домостроительства спасения челове­ческого. Истинный Бог, по слову ап. Павла, «попустил

всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносныя» (Деян 14, 16 — 17). Люди не уразумели этого свидетельства и за исключением избранного племени позабыли истинного Бога, своего бла­годетеля, и впали в идолопоклонство и нечестие. Большая часть человеческого рода находилась в этом состоянии до явления в мир Искупителя и походила на блудного сына Евангельской притчи, своевольно удалившегося из дома отеческого и на чужой стране расточившего доставшееся ему имущество и пришедшего в крайнюю нищету. Но как сын блудный самою этою нищетою приведен был к раская­нию, и раскаянием возвращен к отцу своему, так и язычни­ки, забывшие истинного Бога, сознали наконец свою ду­ховную нищету и сим сознанием приведены были к вере во Христа Искупителя. — В этом и состояла, главным образом, цель долготерпения Божия, возвещаемого раду­гой. Но и в новозаветные времена радуга, продолжая сви­детельствовать о долготерпении Господа к людям, забыва­ющим Его даже в недрах христианства, побуждает их к покаянию. Всемирный потоп, по непреложному Божию обетованию, не повторится, как бы тяжко люди не грешили: но это не значит, что люди безнаказанно могут грешить. Чем больше долготерпит им Господь, тем хуже для прене­брегающих долготерпением Божиим: «они сами себе соби­рают гнев на день гнева и откровения праведного суда Бога, Который воздаст некогда каждому по делам его» (Рим 2, 5 — 6) и нераскаянных грешников накажет не водою, а огнем. Таким образом, радуга, возвещая о долготерпении Божием, вместе с тем проповедует о покаянии.XVIII. Паремия, положенная на вечерне в среду четвертой седмицы Великого поста (Быт 9, 18–29; Ю, 1).

В сей паремии предлагается повествование о пророче­стве Ноя относительно судьбы его потомства с предвари­тельным описанием случая к произнесению сего пророче­ства.

Быт. гл. 9· ст. 18. Быша сынове Ноевы изшедшии из ковчега, Сим, Хам, Иафет: Хам же бяше отец Ханаань.

Приступая к описанию происшествия, по поводу кото­рого произнесено Ноем пророчество о судьбе его потомков, бытописатель называет троих сыновей Ноя, потому что пророчество это к ним обращено. Но особенное внимание бытописатель обращает на сына Ноева Хама, и на Ханаана, младшего из четверых сыновей Хама (Быт 10, 6). Это потому, что Хам принимал особенное участие в происше­ствии, описание которого следует, а Ханаан, как родона­чальник племен, обреченных Богом на истребление и на порабощение евреями, заслуживал преимущественного внимания читателей — евреев.

19. Трие сии суть сынове Ноевы: от сих разсеяшася {люди) по всей земли.

Кроме троих названных сыновей были ли у Ноя другие, неизвестно. Если и были, они не оставили потомства, и род человеческий после потопа расплодился только от Сима, Хама и Иафета; других родоначальников после потопа не было, как и до потопа не было других родоначальников человечества, кроме Адама.

20. И начат Ное человек делатель (быти) земли, и насади виноград.

И начат Ное человек делатель быти земли: начал возделывать землю. Земледелие было и до потопа. Еще в раю человек должен был возделывать землю (Быт 2, 15). По изгнании из рая человек осужден на тяжкие земледель­ческие труды (Быт 3, 18). Каин был земделельцем (4, 2). После потопа трудности земледелия увеличились от того, что земля пропитана была соленой морской влагой, изрыта водой, покрыта наносными камнями и во многих местах обнажена от почвы. Нужда делает человека изобретатель­ным. Полагают, что Ной изобрел земледельческий плуг и первый приспособил к земледельческим работам волов, тогда как прежде человек возделывал землю заступом. — И насади виноград Вероятно и до Ноя люди питались виноградными ягодами, но виноградные деревья росли только в диком состоянии. Ной первый стал воспитывать их искусственным образом, в саду, и улучшать их естест­венные достоинства особенным уходом за ними, например очищением лишних побегов, прививанием и т. п. Он же первый сделал опыт приготовления вина из виноградного сока.