Commentary on the Paremia from the Book of Genesis

Гл. 12. ст. 1. Рече Господь Авраму: изыди от земли твоея, и от рода твоего, и от дому отца твоего, и иди в землю, юже ти покажу.

Аврам — десятый в ряду патриархов, родившихся после потопа, — был сын Фарры. Он родился на 130 году жизни своего отца, судя по тому, что при смерти отца, последовавшей на 205 году, ему было 75 лет (Быт 11, 32; 12, 4). Фарра с семейством первоначально жил в северной части Месопотамии, близ верховьев Тигра, — в Уре халдейском. Здесь у него родились и поженились трое сыно­вей: Аран, Нахор и Аврам. Арран умер в Уре при жизни отца, оставив после себя сына — Лота. В последних стихах предшествующей (11–й) главы книги Бытия описано пере­селение Фарры из Ура в Харран (или Карры, Киргое), город Месопотамии, на юге от Ура, известный впоследствии поражением римского полководца Красса от Парфян. Бы­тописатель говорит, что Фарра взял с собою Аврама, и Сару, его жену, и Лота, и пошел с ними в землю Ханаанскую, но на пути остановился в Харране и здесь водворился; что же было причиною переселения Фарры, бытописатель о том умалчивает. Но св. первомученик и архидиакон Сте­фан, в речи своей к иудеям, дает видеть, что этою причиной было повеление Божие Авраму оставить родину и идти в землю, какая ему показана будет Богом (Деян 1,2- 4). Повеление Божие Аврам, конечно, объявил отцу своему, и отец, не желая отставать от сына, последовал за ним, но достигши Харрана, не решился продолжать свое путеше­ствие. С ним остался жить в Харране и Аврам, может быть по усиленным просьбам отца не покидать его на старости лет, и прожил в отцом до смерти его; по смерти Фарры Господь снова объявил Авраму свое повеление идти в землю, какая ему будет показана. Повеление это у бытопи­сателя, в рассматриваемой нами паремии, выражено теми же словами, в каких, по свидетельству св. первомученика Стефана, дано было Авраму первое повеление в Уре хал­дейском.

Вследствие этого тождества многие толкователи то и другое повеление почитают за одно и говорят, что оно дано было только в Уре, а не вместе и в Харране Но св Стефан ясно отличает одно от другого одно дано было до переселения Аврама в Харран (Деян 7, 2), о другом говорит Стефан из Харрана по счерти отца его, переселил его Бог в сию землю, τ е в Ханаанскую — (Деян 7, 4), — переселил, очевидно, объявлением ему Своей воли о сем Об этом‑то вторичном повелении свидетельствует быто­писатель, ясно давая разуметь, что оно дано было в Харране, ибо упомина­ет о нем после того, как упомянул о поселении Аврама в Харране и смерти здесь Фарры (Быт 11, 32 слич   12, 5)

Изыди от земли твоея, и от рода твоего и от дому отца твоего. Такая жертва требуется от Аврама. Он должен прервать сношения не только со своими сооте­чественниками, жителями Харрана, но и со своими срод­никами, покинуть самое жилище, в котором доселе оби­тал с отцом своим. Но каких сродников он должен был бросить? Тех, разумеется, которые не согласятся следо­вать за ним в другую страну: таков был брат его Нахор со своим семейством. О нем известно, что он также переселился из Ура в Харран (Быт 24, 10; 27, 43), хотя время этого переселения неизвестно, — и в Харране окончательно водворился. — Для чего Господь требует от Аврама оставить страну, сделавшуюся новым для него отечеством, знакомых и родных, как требовал Он сего же от него в Уре Халдейском? — Аврама Господь избрал в отцы истинно верующих в Него, предназначил его быть родоначальником племени, в котором одном, до прише­ствия Христа — Спасителя всех человеков, должно было сохраняться истинное богопочтение. Для сего надлежа­ло воспитать Аврама вдали от окружавшей его среды, зараженной языческими заблуждениями и идолопоклон­ством (преимущественно звездопоклонством). Язычест­во проникло даже в семейство Фарры, как видно из свидетельства Иисуса Навина, который ясно говорит, что «в Месопотамии отцы евреев, в том числе и Фарра, отец Аврама и Нахора, служили богам иным» (Нав 24, 2). Решимость Фарры следовать за сыном из Ура Халдейского еще может быть объяснена предположением, что Фарра или совсем оставил служение иным богам, или начал колебаться между языческими заблуждениями и истин­ною верою; но в семействе Нахора, брата Аврамова, идолопоклонство упорно продолжалось, как видно из того, что Рахиль, правнучка Нахорова, уезжая из роди­тельского дома в Ханаанскую землю с мужем своим Иаковом, похитила идол отца своего Лавана (Быт 31,19). Влияние языческой среды отражалось ли на Авраме, пока он жил в ней, неизвестно, — Св. Писание ничего не говорит о сем;

Есть предание об Авраме, распространенное на востоке между последова­телями ислама, что в душе самого Аврама происходили колебания, и что над ними он восторжествовал только силой светлого и здравого рассудка Предание это излагается в Коране — в таком виде «когда ночь осенила Аврама, он увидел звезду и сказал вот мои Господь Но когда она зашла, он сказал я не люблю исчезающих светил И когда он увидел восходящую луну, то сказал вот мой Господь Но когда зашла луна, он сказал истинно, если Господь мой не поставит меня на путь истины, то и я буду одним из заблуждающихся И когда он увидел восходящее солнце, он сказал вот мой Господь Это больше звезд и луны Но когда закатилось солнце, он сказал о, народ мой, я оставляю все это Я обращаю лице свое к Тому, Кто сделал небо и землю».

но, во всяком случае, надлежало оградить его от этого пагубного влияния и воспитать вдали от нее для его великого предназначения. Особенно могла угро­жать Авраму и его семейству такая опасность со стороны родства. И потому, как по слову Христа Спасителя истин­ным учеником Его может быть только тот, кто для сохра­нения верности Его учению готов покинуть отца, мать, детей, братьев и сестер, так и будущему отцу верующих для безопасности от приражений суеверия и нечестия над­лежало расстаться не только с родной страной, но и с ближайшим родством. Правда, Авраму и в Ханаанской земле придется жить среди язычников, но здесь, чуждаясь родственных связей с Хананеями, он будет дальше от опас­ности заразиться их суеверием, чем в Харране среди род­ственников. Тяжелая жертва, какую должен был принести Аврам, удаляясь из Харрана, необходима была не только для сохранения веры, но и вместе для того, чтобы укрепить Аврама, как хранителя ее, в послушании и преданности воле Божией. — С этой же последней целью Господь, вызывая Аврама из Харрана, утаил от него ту землю, в которую повелевал идти ему: иди в землю, юже ти покажу. Аврам должен был идти туда, куда сам не знал: какое потребно было для сего самоотвержение и преданность воле Божией! Впрочем, Господь, не называя по имени ту землю, в которую вызывал Аврама, указывал ему, без сомнения, направление его пути, иначе Аврам не пришел бы наконец в ту именно землю, которая была целью его путе­шествия.

2. И сотворю тя в язык велий, и благословлю тя, и возвеличу имя твое, и будеши благословен.

Великая жертва требуется от Аврама, но и великие обетования возвещаются ему за покорность воле Божией. — И сотворю тя, — говорит Господь, — в язык велик, т. е. произведу от тебя народ великий. От Аврама происходят многие народы: измаильтяне, идумеи, амаликитяне, из­раильтяне. Здесь идет речь об одном народе. Это народ израильский, происшедший от внука Аврамова Иакова. Он поистине велик и по многочисленности, — ибо неисчетен, как песок на берегу моря, как звезды на небе (Быт 22, 17), —и по дивной судьбе своей, ибо это народ избранный, единственный до Рождества Христова хранитель истинно­го Богопочтения, и в среде этого народа родился Спаситель мира. — И благословлю тя. Благословение, обещанное Богом Авраму, состоит в благопоспешении Авраму во всех его делах и предприятиях: на всех его делах и предприятиях будет лежать печать особенного благоволения к нему Божия. —И возвеличу имя твое. Не один избранный народ, но и другие народы, имеющие произойти от него, будут вменять себе в честь называть себя потомками его, будут величать имя его, как имя своего родоначальника, и назы­вать его, как особенно близкого к Богу, другом Божиим (Иак 2, 23), под каковым именем он доселе известен на Востоке. Для самих христиан имя Аврама священно, как имя отца всех верующих (Рим 4, 11). Сам Бог будет назы­вать себя Богом Аврама (Исх 3,6). —И будеши благословен. С еврейского выразительнее: «будеши в благословении». Это значит: 1) то, что и Бог по особенному своему благо­волению к Авраму будет не только его благословлять, ущедрять своими милостями, но ради его будет милостив к его потомкам, подобно тому, как ради Давида, раба свое–го, Бог не отнимет милости у его недостойных потомков (Пс 88, 32 — 34); 2) что и люди будут взирать на Аврама, как на источник и на образец благословений Божиих, и потому в молитвах к Богу будут называть Его Богом Авра–мовым, а когда будут выражать свои благожелания кому‑либо, то будут говорить: «да благословит тебя Господь, как Он благословил Аврама» (Быт 28, 4).