Discourses on the Gospel of Mark, read on the radio "Grad Petrov"

В этом отрывке мы можем наблюдать редакторскую работу других синоптиков и аргументы в пользу Теории двух источников и первенства Евангелия от Марка. Сравним тексты Мк_1.40–45, Мф_8.2–4, Лк_5.12–16:

Мк_1.40 — «Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить».

Мф_8.2 — «И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить».

Лк_5.12 — «Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить».

Мк_1.41 — «Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись».

Мф_8.3 — «Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись».

Лк_5.13 — «Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись».

Мк_1.42 — «После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист».

Мф_8.3 — «И он тотчас очистился от проказы».

Лк_5.13 — «И тотчас проказа сошла с него».

Мк_1.43-44 — «И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им».

Мф_8.4 — «И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им».

Лк_5.14 — «И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести [жертву] за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им».

Мк_1.45 — «А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду».

Лк_5.15 — «Но тем более распространялась молва о Нём, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих».

Нет в Новом Завете болезни, которая вызывала бы больше ужаса и сострадания, чем проказа. Проказой, собственно, назывались практически все кожные заболевания. Например, псориаз или стригущий лишай. Больной становился изгоем. Об этом нам напоминают предписания Ветхого Завета. Не забудем, что это мы так называем книги, которые во времена Иисуса Христа были не «ветхими», а единственным Священным Писанием. И его предписания были общеобязательными для всех иудеев. Книга Левит содержит множество распоряжений относительно кожных заболеваний: