Евангелие от Марка

Это сравнение в полной мере применимо к духовной жизни. Очень важно, чтобы человек научился ходить самостоятельно, чтобы путь к Богу не был насильственным, чтобы не Господь тащил нас за Собою. При этом свобода и самостоятельность неразрывно связаны с нашей ответственностью, с нашей любовью и, конечно же, с подвигом, потому что идти за Христом нелегко, хотя очень и очень радостно.

И вот, когда апостолы уже совершенно отчаялись, Господь укоряет их: «Почему же вы столь маловерны и боязливы?» И море успокоилось, и ветер стих, потому что Христос показал Себя не только истинным Богом, Которому подвластны все стихии, но и истинным человеком.

Мы уже говорили о том, что весь этот мир, сотворенный Господом, был целиком передан Адаму. Вся природа оказалась в его подчинении, в благом послушании. Читая книги Священного Писания и жития святых, мы видим, что люди, наиболее приблизившиеся к Богу, чья человеческая природа оказалась наиболее цельной и неповрежденной, у которых образ Божий в душе был очищен от искажений ревностной верой, покаянием и служением Богу, могли повелевать стихиями так же, как Христос на Галилейском озере. Моисей ударял по воде, и море расступалось перед еврейским народом. Иисус Навин воздевал руки, и солнце оставалось в небе и не заходило во время битвы. Преподобная Мария Египетская переходила по воде реку Иордан. Преподобный Серафим Саровский кормил с руки медведей, а преподобный Герасим Иорданский воспитывал льва, как домашнюю кошку. Мы видим, что в истинном, настоящем человеке, очищенном от греха, Господь восстанавливает те силы и возвращает те дары, которыми Адам обладал в раю. И тогда сам мир вокруг такого человека тоже приобретает подобие потерянного нами рая.

Беседа к пятой главе

Переправившись на другой берег озера, апостолы попадают в страну Гадаринскую. Христос выходит из лодки и тотчас встречает человека, одержимого злыми силами. Этот человек был не просто бесноватым, потому что Евангелие нередко повествует о случаях, когда Господь изгонял бесов из несчастных людей. Но этот бесноватый был особенным: он настолько подпал под бесовскую власть, что вообще не мог жить среди людей. Окружающие попросту не могли терпеть его рядом с собой, поскольку он был для них опасен.

Ему приходилось жить в гробах — в пещерах, в которых на ближнем Востоке было принято погребать усопших. Земли там мало, почва — каменистая, поэтому в естественные, природные пещеры укладывали мертвые тела и заваливали входы камнями, замуровывали. Вот в таких старых, уже опустошенных пещерах и укрывался этот бесноватый. Люди пытались сковать его цепями, но он с легкостью разрывал их, поскольку обладал поистине нечеловеческой силой. Сила разрушения, сила истребления владела этим человеком, который и сам себе был не рад.

И было имя бесам легион — то есть их было очень много. Бесы вселились в этого человека потому, что он был подвержен многочисленным страстям настолько, что уже абсолютно не принадлежал себе. Страсти открыли вход бесам в сердце, душу и мысли несчастного, превратив его в страшную и смешную игрушку в руках этой нечистоты.

Нам зачастую кажется, что наши мелкие греховные привычки простительны, что они, в сущности, ровно ничего не значат. «Ну, что может случиться, — успокаиваем мы себя, — если, скажем, позволим себе посмеяться над какой‑то сальной шуткой или посмотреть на какую‑нибудь непристойную картинку? Что произойдет, если немножечко солжем, если слегка покривим своей совестью? Ведь совсем чуть–чуть! Ведь все так поступают!»

Именно через это «немножечко», через это «чуть–чуть» человеческие сердце и душа приобретают греховные навыки, совершаются прививки зла. Происходит это тоже незаметно — понемножечку, по чуть–чуть, через самооправдание. Со временем «маленькое» зло приобретает столь сильную власть над человеком, что он уже оказывается не способным ему сопротивляться. И тогда «маленькая» греховная привычка вырастает в настоящую страсть, превращается в настоящие оковы, кандалы.

В Евангелии написано, что бесноватый разрывал цепи. О чем идет речь? А что, собственно говоря, связывает в этой жизни нас, обычных людей? Нас связывают законы и нормы приличий, нас связывают отношения друг с другом, которые в конечном итоге и выстраивают нашу личную, профессиональную и общественную жизнь. И вот все эти связи человек может легко разорвать, если он живет грехом, гордыней, ложью, самостью и предательством. Он разрывает эти связи, как бесноватый рвал цепи, которыми его пытались ограничить, сделав его жизнь возможной в обществе.

С одной стороны, грех все разрушает, а с другой — сковывает человека крепче любой цепи, надежнее любых кандалов. По слову преподобного Аввы Дорофея, жившего в VI веке, как только грех становится страстью, душа грешника уже начинает принадлежать аду. Может быть, поначалу немножечко, может быть какой‑то небольшой частью, но она уже пребывает в аду, ад уже породил страшное пятно в душе человека и распространяется, подобно раковым клеткам. Ад уже живет в тебе, ад уже сковывает тебя, ад уже владеет тобой, ад уже мучает тебя!

Мы видим, насколько страдает этот несчастный бесноватый, осознаем, что он живет в аду на земле. Он кричит и бьется о камни и, когда видит Христа, даже от Него пытается убежать: «Какое дело Тебе до меня, Иисус, Сын Бога живаго? Заклинаю Тебя, Богом Вышним, не мучь меня!» Это не человек говорит, это бес вещает его устами. Разве может мучить Бог? Но бесу мучительно встретиться со Христом, встретить чистоту, встретить любовь, встретить правду, встретить силу Божию. Бесу все это невыносимо. Но часто бывает невыносимо и человеку. Тому, кто пребывает во тьме, мучительно больно взирать на свет.

Христос слышит бесовский вопль: «Не мучь меня!» Но слышит Он и другой крик — призыв истерзанного человека, который не слышен никому другому, кроме Бога. Это — взывание о помощи, мольба о спасении, крик глубочайшего покаяния, который исходит из сердца несчастного, потому что если бы он не звал Христа, Христос не пришел бы к нему. Если бы он попытался Христа от себя отогнать, Христос повернулся бы и ушел.