Евангелие от Марка

Господь никого не может исцелить насильно, никого не может заставить следовать за Собой. Любовь свободна, а значит, если Христос вдруг приходит к столь страшному существу, которого окружающие и человекомто не считали, это означает лишь одно: этот человек призывал Христа, мучился без Христа, понимая, что спасение — только в Нем. И тогда Господь исцеляет даже, казалось бы, неисцелимое, казалось бы абсолютно погибшее, уже прошедшее «точку невозврата». Он изгоняет бесов, посылая их в стадо свиней. Что же это за стадо?

Страна Гадаринская, Геннисаретское озеро, Галилея языческая… Та, о которой пророк говорит:

Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной

свет воссияет (Ис. 9: 2).

Это — древнее пророчество о пришествии Христа на эту землю. «Народ, ходящий во тьме» населял именно Галилею. С давних времен это государство граничило с языческими землями, и его население тесно общалось с язычниками, торговало с ними. Случались и смешанные браки, хотя иудеям строгонастрого запрещалось смешиваться с иноверцами, есть с ними за одним столом и даже разговаривать с ними. Если и случалось правоверному иудею поневоле войти в языческое селение или каким‑то образом общаться с язычниками, то он должен был после этого обязательно вымыться, очистив себя от этой «скверны». Так что жители Галилеи выглядели в глазах остальных иудеев, скажем так, не слишком чистыми и не очень‑то порядочными, каковыми, собственно говоря, и были на самом деле.

Эти люди разводили свиней, что иудеям делать также не дозволялось, поскольку свиньи считались животными нечистыми. Разумеется, они разводили их не для себя, но при этом все равно шли на компромисс с совестью. Им просто нужны были деньги, а свиньи приносили неплохой доход, потому что свинину можно было выгодно продать язычникам — римским воинам–легионерам.

И вот Христос посылает бесов в этих свиней. Нечистое привлекает к себе нечистое — так всегда в жизни бывает. Если какаято нечистота завелась в человеке, то все его мысли, помыслы, поступки и желания всегда будут привлекать к себе соприродную нечисть. И наоборот, человек очищенный будет всячески избегать грязи. Это — непреложный закон духовной жизни.

Даже маленькое пятно на платье невесты способно испортить свадебный наряд. Люди, почувствовавшие сладость духовной чистоты, берегут свою душу, а вот свиньи, наоборот, привлекли к себе бесовские силы. И бесы просили, чтобы Господь послал их в стадо. Они нашли друг друга…

Как только бесы вселились в свиней, эти бесплотные сущности, которые все влекут к погибели, все стремятся уничтожить, первым делом заставили обезумевших животных броситься с высокого утеса в море. Все это разворачивалось на глазах у пастухов, которые побежали в свою деревню, чтобы рассказать о случившемся.

И вот ведь что удивительно: казалось бы, жители Гадарина стали свидетелями несомненного чуда. Они своими глазами увидели, как человек, которого они так боялись и старательно обходили стороной, которого пытались сковывать цепями, сидит совершенно преображенный у ног Христа, приняв наконец человеческий образ, и вновь испугались. Осознав, что бесноватый исцелился, они попросили Христа уйти от них. Дело в том, что, увидев, как погибли свиньи, они поняли: их достаток из‑за этого удивительного Богочеловека отныне тоже безвозвратно потерян. Им стало очевидно: если Христос войдет в их жизнь так, как Он вошел в жизнь этого бесноватого, им обязательно придется измениться, придется сделаться совершенно другими людьми, не жить по двойным стандартам, не прислуживать одновременно и Богу, и мамоне, а строго руководствоваться той верой, в которой они родились и были воспитаны. Но им совсем не хотелось меняться, лишаясь всего того, к чему они давно привыкли.

Возникает закономерный вопрос: кто же на самом деле был бесноватым? Тот, который до поры оставался одержимым, или его односельчане, жившие обычными семьями в обыкновенных домах и занимавшиеся повседневными делами? Простые, ничем не примечательные люди, которые, казалось бы, никого не убили и никому ничего плохого не сделали? Они, впрочем, как и все мы, жили на земле так, как живут окружающие. И вдруг оказывается, что, когда к бесноватому пришел Господь, тот смог принять Его в свое сердце, открыться для Него и получить исцеление. А вот совершенно нормальные люди оказались неспособными на это. Они не просто не приняли Христа, но и изгнали Его из своих пределов, потому что не хотели жить вместе с Богом, предпочитая жить со свиньями.

* * *

Христос переправляется на другой берег, и Его опять обступает множество народа. Среди пришедших был и Иаир — один из начальников синагоги, раввин, очень уважаемый в обществе человек. Увидев Христа, он вдруг падает к ногам этого нищего Странника, учащего людей не вполне понятным и даже странным вещам, о Котором, впрочем, известно, что Он обладает даром исцеления.

Иаир бросается к Нему, потому что его дочь находится при смерти и ей больше некому помочь.