Евангелие от Марка

Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят, не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей (Мк. 7: 3–4).

Дело в том, что фарисеи старались очень тщательно соблюдать Закон и предполагали, что именно эта тщательность в соблюдении внешних предписаний и есть главная основа веры. Что не важно ни познание Бога, ни поиск истины, ни отношению человека к Богу и ближним. Заповедь является, прежде всего, командой, которую следует безоговорочно исполнять. «Commandment» — так слово «заповедь» звучит по–английски, «commandement» — по–французски, «comandamento» — по–итальянски.

Но является ли заповедь для каждого из нас командой, отданной нам Богом, так же, как начальник дает указание подчиненным, как командир отдает приказ солдатам? Кто для нас Господь? Начальник, генерал, рабовладелец, или мы все‑таки обращаемся к Нему как к отцу? Но отеческая заповедь командой не является. Она, несомненно, есть некое указание, но за указанием, наказом отца всегда стоит любовь, всегда кроется беспокойство. За ним — желание лучшего для сына.

Фарисеи не видели в Боге своего отца. Так жить проще, потому что когда начинаешь искать Господа и воспринимать Его как отца, то отношения с Ним выстраиваются прежде всего на любви. А любовь требует величайшей ответственности, отдачи, жертвенности и терпения. Любовь должна быть взаимной. К начальнику можно относиться с искренним уважением, но главное для него, чтобы подчиненные четко выполняли служебные инструкции. Но когда заповедь превращается в формальное предписание, а церковная жизнь, жизнь верующего человека становится ее исполнением, ничего страшнее случиться не может.

Фарисеи воспринимали заповедь в качестве безусловной директивы. Очень многие и сегодня предпочитают следовать лишь инструкциям, потому что в этом случае не надо ни о чем думать, не надо ни о чем заботиться, не надо сопереживать. Ты выполняешь предписанное и ни за что больше не отвечаешь. Ответственность — не самое приятное для человека чувство…

Многие люди в течение веков попытались сделать из христианства, из самой живой религии мира, религию законов и предписаний. Этому феномену посвящена «Легенда о великом инквизиторе» Федора Михайловича Достоевского. Христос приходит к людям, но великому инквизитору не нужен Христос, потому что Тот несет с собой свободу, а великий инквизитор — инструкции.

Христос гневно обличает фарисеев:

хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: «люди сии чтут Меня устами, сердце жже их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: «почитай отца своего и мать свою»; и: «злословящий отца или мать смертью да умрет».

А вы говорите: «кто скажет отцу или матери: корван (то есть «дар Богу») то, чем бы ты от меня пользовался», тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое, сему подобное (Мк. 7: 6—13).

Господь показывает фарисеям, как они своим стремлением жить в соответствии с инструкциями нарушили заповедь Божию, полную любви, которая гласит: «Почитай отца твоего и матерь твою и долголетен будешь на земле». Почитать отца и мать — это значит до конца их любить, до конца им служить, отдавая свой сыновний долг, несмотря ни на что.

Что же означает слово «корван», упомянутое Иисусом? Фарисеи считали, что если человек приносит в Божий храм значительное материальное пожертвование, то он может уже не тратить деньги, например, на то, чтобы нанять сиделку, ухаживающую за престарелыми родителями. Иными словами, в какую сумму ты оцениваешь свою любовь к родителям, свой уход за ними, столько ты и должен пожертвовать на храм: «Вот, мол, я отдаю Богу то, чем могли бы пользоваться мои родители. И теперь, Господи, уже Ты обязан ухаживать за ними. Я свой долг выполнил, заплатив за это».

Далее Иисус говорит народу о, казалось бы, самых простых и очевидных вещах. Действительно, что может осквернить человека? У иудеев существовало четкое деление окружающего мира на «чистое» и «нечистое», то есть на скверное и достойное человека. До сих пор остается в силе пространный список «нечистых» животных, которые не могут употребляться в пищу. Если человек все же съест что‑то «нечистое», то осквернится. Если прикоснется к чему‑то «нечистому», как, например, к женщине, которую исцелил Христос, то и сам станет скверным.

Господь вновь разрушает внешнее, сугубо материальное, фарисейское отношение к заповеди. Он говорит:

ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать, да слышит! (Мк. 7: 15–16).