Евангелие от Марка

(Мк. 7: 27).

Представьте себе на минуту: в церковь приходит женщина с очень сложной судьбой, возможно, с не очень хорошей репутацией, но пораженная страшным горем: ее дочь неизлечимо больна. Она приходит в храм, потому что знает: здесь должны помочь, просто обязаны помочь! И вдруг она слышит от священника: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам!» Что произойдет с ней после таких слов? Безусловно, она обидится и будет права. Женщина вернется домой, пораженная вопиющей несправедливостью: мало того, что дочь больна, так еще и из церкви выгнали. Вернется и расскажет своим друзьям и знакомым, как с ней ужасно поступили, как ее оскорбили и унизили, и решит: «Больше в церковь я не пойду никогда!»

Но язычница, бросившаяся ко Христу, почему‑то поступила совершенно иначе. Возможно, потому, что впервые ясно, отчетливо осознала: вся ее прежняя жизнь была настолько мерзкой и до того исковерканной, что она ни на что не имеет права. Может быть, в тот момент она поняла и еще одну очень важную вещь: не исключено, что дочь страдает именно из‑за ее грехов. И тогда она сказала:

так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей (Мк. 7: 28).

Прозвучавшие слова стали воплем покаяния, свидетельством глубочайшего смирения и осознания, потому что она действительно поняла, кем является на самом деле. Когда человек вдруг понимает, кто он на самом деле, если человек вдруг начинает видеть себя в правильном свете, это становится его новым, вторым рождением. И мир изменяется для него — теперь человеку есть куда идти.

Как только несчастная женщина вернулась к своей истинной сущности, как только она вдруг очнулась, ей сделалось все доступно. И Господь тут же говорит ей:

за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери (Мк. 7: 29).

Здесь удивительно все — и эта женщина, и само слово Господне, которое, с одной стороны, звучит, казалось бы, так жестоко, а с другой — словно обоюдоострый меч пронзает душу человека, и тот вдруг оживает от этой боли. Ведь парализованный не чувствует боли, но если болезнь начинает отступать, первое, что человек ощущает, это боль. Чувство боли в данном случае означает жизнь. Так и через боль духовную человек вдруг становится родным Христу, он больше не тот, кем был все это время.

Каждый дар Божий, каждая из этих «крошек», непрестанно падающих со стола Господня, неизмеримо больше всякого человека. А человек даже эту «крошечку» и то не в силах до конца вместить в себя и удержать…

Выйдя из пределов Тира и Сидона, Господь опять подходит к Галилейскому морю и исцеляет там глухого и косноязычного. Люди говорят о Нем с удивлением:

все хорошо делает, — и глухих делает слышащими, и немых — говорящими (Мк. 7: 37).

Это — не случайная фраза; она отсылает нас к пророчеству Исаии о грядущем Мессии:

Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся (Ис. 35: 4—5).