Евангелие от Марка

И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди,? Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же — за Илию; а иные — за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос (Мк. 8: 27–29).

В Евангелии от Матфея этот ответ звучит исчерпывающе:

Ты — Христос, Сын Бога живаго (Мф. 16: 16).

За кого же почитают Иисуса Христа наши современники? Многие сегодня готовы почитать Его в качестве учителя нравственности. Кто‑то видит в Нем великого чудотворца, выдающегося экстрасенса и носителя эзотерических знаний, учившегося в Индии у йогов, а кто‑то — общественного и даже политического деятеля. Очень многим хочется как‑то примирить собственное неверие в Евангелие с реальностью личности Христа. Но апостол недвусмысленно свидетельствует: «Ты — истинный Мессия. Ты — Спаситель мира. Ты пришел нас спасти».

Как однажды заметил великий русский философ Владимир Сергеевич Соловьев, «самое дорогое, что у нас есть в Евангелии, самое дорогое, что у нас есть в христианстве — это Сам наш Господь Иисус Христос». И действительно, чем особенно ценно христианство? Своим учением о милосердии, своей этической системой, своим социальным служением, культурой, музыкой, живописью и архитектурой? На самом деле христианство дорого нам потому, что у нас есть Спаситель, Господь наш Иисус Христос. И Петр это исповедует для каждого из нас, для всех нас.

И Христос отвечает ему: «Да, ты прав. А теперь узнай больше», — и рассказывает о пророчествах Исаии. Он говорит о том, что должен пострадать и искупить этот мир Своей кровью. Ужас охватывает Петра, который искренне любит Христа, который по–настоящему близок к Нему, который вдруг понимает, что любимого Учителя действительно могут распять. Он в отчаянии восклицает: «Господи, да не будет с Тобой такого!», — но Христос его жестко обрывает: «Отойди от меня, сатана!» Ведь эти слова Петра действительно искушают, а сатана только того и хочет, чтобы Христос дрогнул перед крестом.

Затем Господь обращается к ученикам, то есть к каждому из нас со словами:

кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8: 34—38).

Это, пожалуй, самые пронзительные слова, которые можно прочесть в Евангелии, и самые жестокие по отношению к нам, людям. Если хочешь идти за Христом, ты должен себя потерять, ты должен полностью забыть о себе. Ты должен этим крестом себя перечеркнуть, как мы зачеркиваем лишний абзац в рукописи. Не беречь свою драгоценную жизнь, не трястись над ней, а полностью доверить ее в руки Божии, целиком отдать ее Господу и ни о чем другом уже не помышлять. Потому что если твой учитель — Сам Бог, если этот наставник — твой Отец, то разве ты можешь бояться чего‑нибудь в этом мире? Разве ты можешь чего‑нибудь лишиться? Разве может твой Отец тебя не защитить, не сохранить тебя и не спасти?

Но такая вера не совместима с поклонением инструкциям, потому что тот, кто живет по инструкциям, не в силах нести свой крест, не может поверить в то, что крест, как поет об этом Церковь, несет радость всему миру.

Беседа к девятой главе

Господь говорит ученикам:

истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе (Мк. 9: 1).