Толкование на 1-ое соборное посланиесвятого апостола Иоанна Богослова

 Спасение состоит в продолжении любви Христовой через людей, верующих в Него. Мы спасаемся от греха, смерти и дьявола любовью Христовой, человеколюбием Христовым.

 4:12. Бога никтоже нигдеже виде: аще друг друга любим, Бог в нас пребывает, и любы Его совершенна есть в нас. (Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.)

 Любовь вводит Бога в душу, и она всегда живет Им и, таким образом, видит Бога, Который иначе невидим. Бог из-за любви вочеловечился, воплотился, стал Человеком. Так же и человек: через любовь он “обожается”, обоготворяется, делается богом по благодати. Невидимый Бог через любовь становится воплощенным, видимым. Любовь переносит любящего в любимого, воплощает одного в другом. Их жизни становятся одной, их души – одной, их сердца – одним. Они чувствуют себя одним, хотя есть и остаются двумя раздельными личностями.

 Это действует для всех членов Церкви. Взаимной любовью принадлежащие Церкви воплощаются один в другом, один во всех и все в одном; живут один в другом, один во всех и все в одном. Так же, подобным образом, и мыслят, и чувствуют, и действуют все вместе, и вообще подвизаются со всеми святыми (Еф. 3:18). Это то, что написано в Деяниях Апостолов: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее (Деян. 4:32).

 Живя любовью Христовой, человек вводит Бога в душу свою, живет Им, мыслит Им, чувствует Им, действует Им. Одним словом, Бог в нем пребывает, поскольку Бог есть в нем самая непосредственная жизнь, самая непосредственная реальность, самый очевидный опыт, самое живое знание. И когда Бог пребывает в человеке, тогда и любовь его совершенствуется. Ведь от Бога постепенно изливается на человеческую душу Божественная любовь, возрастая в каждом совершенстве, посредством остальных святых добродетелей, до тех пор, пока не исполнится любовью вся человеческая сущность, которая не знает границ любви, поскольку Божественная любовь безгранична, поскольку Бог есть любовь. Бог посредством любви живет в человеческой душе, поэтому она и совершенна.

 4:13-15. О сем разумеем, яко в Нем пребываем, и Той в нас, яко от Духа Своего дал есть нам. И мы видехом и свидетельствуем, яко Отец посла Сына Спасителя миру. Иже аще исповесть, яко Иисус есть Сын Божий, Бог в нем пребывает, и той в Бозе. (Что мы пребываем в Нем, и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего. И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.)

 Опять мы здесь имеем непосредственное знание о Святом Духе. Придя в наш мир, Богочеловек принес с собой и Духа Святого. Христос Спаситель на Тайной вечере обещал Своим ученикам и через них и всем последователям их, что Святой Дух засвидетельствует о Нем (Ин. 15:26).

 И действительно, это обещание исполнилось. Господь Иисус Христос дарует Духа Святого Своим последователям и исполняет их чувства и уверенностью, и знанием, что Христос есть Богочеловек и Спаситель. Всем Своим Существом, всей Своей Святостью, всеми Своими святыми силами Он пребывал в Церкви и пребывает в ней. И поскольку Господь находится в Церкви, то и мы находимся в Нем посредством святости и божественных сил. Поэтому и святой Иоанн Богослов благовествует, что жизнь во Христе есть жизнь во Святом Духе, есть жизнь Святой и Нераздельной Троицы. Святой Дух нам даровал духовное зрение, посредством которого мы видим, что Бог Отец послал Сына Своего, чтобы спасти мир. Так что вся Святая Троица участвует в спасении мира. Итак, мы касаемся Иисуса Христа, и дело спасения становится всегда осязаемым и видимым, поскольку Он есть Сын Божий, посланный от Бога Отца, чтобы совершить дело спасения мира. Это главным образом чувствовали и видели очевидцы воплощения Сына Божия, и по причине этого святой Иоанн, самовидец и свидетель, возглашает: И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. Господь Иисус Христос Своим неизреченным человеколюбием совершил спасение мира благоволением Отца и содействием Святого Духа. Но поскольку это есть по преимуществу Его Личное дело, то и имя Его есть Спаситель (Иисус), как не назван ни Бог Отец, ни Святой Дух. Очевидно из всего дела спасения, совершенного Иисусом, что Христос есть воистину Сын Божий, действительно Второе Лицо Святой Троицы, действительно Бог Слово. Кто Его видит и свидетельствует о Нем, тот полностью в Боге Спасителе, и Бог в нем, поскольку это видение и исповедание оживляет верующего и исполняет его всеми заповедями спасения, которые приносят радость в его душу. И в этих заповедях спасения находится Сам Господь со Своими Святыми чисто спасительными силами, присутствует Бог Спаситель. Поэтому святой Иоанн Богослов благовествует: Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.

 4:16. И мы познахом и веровахом любовь, юже имать Бог к нам. Бог Любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает. (И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.)

 Мы познали любовь Божию через Христа Спасителя. До этого мы не знали неложной, верной и истинной любви. Только со Спасителем мы познали, что праведная любовь состоит во спасении людей от греха, смерти и дьявола. До Христа существовали легенды и рассказы о любви Божией. Но в действительности через Него

(Христа) вошла первый раз в наш человеческий мир истинная любовь. Мы познали истинную любовь и уверовали в нее. Ведь кому еще могли поверить мы, жалкие рабы смерти, греха и дьявола, как не Тому, Кто нас освободил от трехчастной, всеразрушающей и всеубийственной силы греха, смерти и дьявола? Спаситель нам показал, что Бог есть Любовь, и только по любви и в любви Он пребывает в человеке и спасает его от смерти, греха и дьявола, и, таким образом, дает ему силы жить по любви, согласно заповедям Божиим. До пришествия Богочеловека Христа и спасения, какое Он принес в мир, нельзя было указать и доказать, что Бог есть Любовь. Теперь же эту истину каждый может исследовать и доказать своим личным опытом, своей личной жизнью. Бог в любви пребывает в человеке и в любви его спасает. Также и человек в любви пребывает в Боге и в любви спасается.

 Святой евангелист Иоанн представляет здесь самое великое и точное благовестие Нового Завета: Бог есть Любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем.

 4:17. О сем совершается любы с нами, да дерзновение имамы в день судный, зане, якоже Он есть, и мы есмы в мире сем. (Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.)

 И мы, “пребывая” в Боге, возрастаем непрестанно в любви, совершенствуемся в ней постоянно и безгранично. Как всемощная Божественная сила, любовь не только изгоняет всякий грех из нас, держит нас в святой жизни, Бого-жизни, но и дает нам свободу не бояться страшного Суда. Да, мы находимся в мире зла и греха, но мы не боимся ни зла, ни греха, потому что живем во Христе, живем в Боге. Он тот, Кто в нас и для нас побеждает Своими Божественными силами всякое зло, господствует над каждым грехом. Мы не от мира, но живем в мире во Христе и, таким образом, поступаем в мире сем, как Он. Жизнь Господа – это образец, это пример для нашей жизни в этом мире. Если святой Иоанн Богослов и написал это много позже после Вознесения Спасителя на небо, он использует настоящее время: якоже Он есть, и мы есмы в мире сем. Здесь святой нам открывает великое таинство, что Господь наш Иисус Христос пребывает непрерывно в этом мире с Церковью. Ведь, присутствуя в ней, Господь постоянно пребывает с нами в этом мире. Одновременно же Он пребывает и с каждым членом Церкви на протяжении всех веков. Поэтому каждый род верующих может сказать со святым Иоанном Богословом: якоже Он есть, и мы есмы в мире сем. Мы в этом мире живем ради Него, якоже Он есть в истине, праведности, в любви, такожде и мы. То, что есть Его, является и нашим. Он нам оставил всего Себя в Церкви и постоянно нам дает Себя, особенно посредством священного таинства Божественной Евхаристии (причастия), и через другие таинства и святые добродетели.