The light shines in the darkness. Reflection on the Gospel of John

Appearing to His disciples for the last, fifth time, Jesus asks Peter: "Do you love Me?" – and three times he asks what would seem to be the same question. But it is clear from the Greek text that Jesus first asks, using the verb agapao, "Do you love Me with that sublime love that only God can love?" Then He uses the verb phileo, "Do you love Me as a Friend?" So, reading in Greek, you can understand that Jesus does not expect His disciples to worship, but to love Him as a Friend, an active love embodied in real deeds. Hearing the answer He was waiting for: "You know that I love You," He says: "Follow Me." So, it turns out that in order to be a Christian, you need to follow Christ along the path that He has already walked.

Looking at the other disciple "whom Jesus loved," Peter asks, "Lord! and what is he?" — and to this Jesus answers: "What do you care about this? thou shalt follow me" (John 21:21-22). A very important lesson can also be drawn from this text: the task of a Christian is not to think about the path of others, but to be honest in his own path to Christ. The path of another is the result of his personal relationship with Christ, his personal faith in God. The task of a Christian is to get rid of hatred, envy and all kinds of bad feelings towards another person and to try to help if he feels bad, but not to try to change the path along which he is walking. And in this regard, we constantly find ourselves in the situation of people who have not heard Jesus' answer to Peter.

Итак, во время пяти явлений Иисуса, о которых рассказывают нам 20-я и 21-я главы Евангелия от Иоанна, Иисус касается самых важных тем, связанных с жизнью христиан, — тех, кто поверил в Него.

Он говорит о погружении в уникальные отношения между человеком и Богом как Отцом;

о том, что Его отношения с Богом становятся, не теряя своей уникальности, характерными и необходимыми также и для Его учеников;

Он говорит о мире, вне которого нет христианства, о полноте открытости друг другу;

показывая Свои раны, Он возвращает нас к Кресту, к той человеческой боли, которой куплена наша свобода и жизнь во Христе, — это дается непросто, через Его язвы;

Он говорит о любви, которая должна царить в мире, центром которого оказывается Он;

Иисус говорит о следовании за Ним, без чего нет христианства;

о прощении грехов и даре Святого Духа, о посланничестве христианина и его миссии в мире,

о Тайной Вечери и таким образом о таинстве Евхаристии.

Таким образом, нет ни одной темы из отраженных в Евангелии, которые так или иначе не прозвучали бы в этих последних главах. Из этих тем складывается всё Евангелие.

Пять раз является Иисус ученикам в Евангелии от Иоанна, и при этом они зачастую не могут сказать, действительно ли минуту назад Он был здесь, а в тот самый момент, когда Он является, как бы не видят того, что Он рядом. Что это такое, очень хорошо почувствовал Данте, который вспомнил в XXI песни «Чистилища» о том, что, «как рассказывает Лука, Христос явился (apparve) двум, которые были в пути, уже восставший (surto) из проёма Своей гробницы». Поэт, разумеется, имевший в виду встречу учеников с Воскресшим Иисусом в Эммаусе, сумел показать, что Иисус был сначала не только не узнан, но и словно вообще не замечен учениками, которые действительно продолжали говорить друг с другом, будто вообще не видя Путника, который, «приблизившись, пошел с ними» (Лк. 24:15).

Данте вспоминает об этом моменте, рассказывая о том, как он с Вергилием встретили тень римского поэта Папиния Стация; когда он приблизился, говорит Данте, «его мы не заметили, он сам к нам обратился». Именно так было, и это подчёркивает автор «Божественной комедии», и с Клеопой и другим учеником, возможно самим евангелистом, по дороге в Эммаус — они обратили внимание на своего спутника только в то мгновение, когда Он Сам заговорил с ними. Можно только поразиться тому, насколько тонко и глубоко понял и осмыслил Данте этот евангельский текст, но, вероятно, такова уж природа гениальности, что настоящий гений каким-то шестым чувством видит то, чего не замечают другие.