«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

«Если кто желает большой опытности…» — широкого жизненного опыта (Сир XXVI:5 [319]), который приобретается не только личным переживанием, но и знакомством с опытом, знаниями других людей, тот пусть обратится к мудрости, которая «знает давно прошедшее и угадывает будущее». Хорошее знание прошлой истории человечества и широкое знакомство с настоящим дает возможность людям предугадывать и будущие события.

«Тонкости слов и разрешение загадок». Под первыми разумеются искусно составленные речи, затем притчи, под вторым — загадки в собственном смысле (Суд XIV:12 [320]). Уменье разбираться во всем этом составляло необходимое качество восточного мудреца, этим, как известно славился Соломон. (3 Цар V:12 [321]; Сир XLVIII,15–17 [322]; Притч I).

«Предузнает знамения и чудеса…» Ср. X:16 ст.

«Последствия лет и времен…», слова имеют то же значение, что и предшествующее выражение «угадывает будущее» (ср. Деян I:7 [323]; 1 Сол V:1 [324]).

9. Посему я рассудил принять ее в сожитие с собою, зная, что она будет мне советницею на доброе и утешеньем в заботах и печали.

9–16. Писатель до этого говорил о существе премудрости вообще. Теперь от лица царя Соломона он высказывает, какие надежды у него лично соединялись с приобретением премудрости. Через нее он надеялся обеспечить успех своей общественной деятельности (9–15) и счастье семейной жизни (16 ст.).

10. Через нее я буду иметь славу в народе и честь перед старейшими, будучи юношею;

10. Ср. 3 Цар V:11, 14 (???); X:1 [325], 6–7 [326]; Сир V:13 [327]; XXXVIII:24 (???).

11. окажусь проницательным в суде, и в глазах сильных заслужу удивление.

11. Ср. 3 Цар III:16–28.

12. Когда я буду молчать, они будут ожидать, и когда начну говорить, будут внимать, и когда продлю беседу, положат руку на уста свои.

12. Ср. Иов XXIX:9 [328]; XXXIX:34 [329]; Притч XXX:32 [330].

13. Чрез нее я достигну бессмертия и оставлю вечную память будущим после меня.

13. Ср. I:15; III:4.