«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

3. Приводится пример Каина (Быт IV:1–17 ст.). показывающий, к чему приводит удаление от премудрости.

«…Отступивший от нее неправедный во гневе своем…» Гнев, зависть, злоба — чувства несовместимые с премудростью (VI:25; Иак III:14–15 [355]), поэтому, кто предается им, тот отступает от нее, — как отступил от премудрости Каин.

«…Погиб от братоубийственной ярости». В книге Бытия говорится, что наказанием за братоубийство Каину была не смерть (IV:15 [356]), а изгнание и скитальничество. Позднейшее раввинское предание говорит, что Каин погиб от несчастного случая во время охоты, и в этом раввины видят Божественный суд за его братоубийство. Если не видеть в приведенных словах воспроизведение указанного раввинского предания, то следует их понимать в духовном смысле, именно: злоба, с которой Каин восстал на своего брата, терзала потом внутренне его самого.

4. Ради него потопляемую землю опять премудрость спасла, сохранив праведника посредством малого дерева.

4. Пример Ноя. Быт VI:11–VIII:19 ст.

«Ради его потопляемую землю…» Писатель устанавливает связь между делом Каина и потопом. В каком виде ему представляется эта связь, он определенно не указывает; может быть так, что злоба Каина, в его потомстве все более и более развивавшаяся, привела к тому всеобщему развращению людей, которое послужило причиной потопа (Быт VI:1–7 [357]).

«…сохранив праведника посредством малого дерева». Предикат δίκαιος (= праведник) здесь означает Ноя, в 5 ст. — Авраама, в 6 — Лота, в 10 — Иакова, в 13 — Иосифа и в 20 ст., XII:9; XVI:23; XVIII:20 — весь израильский народ. Эта особенность, что писатель рассказывая о библейских событиях, не называет по имени лиц, говорит о том, что он предполагал в своих читателях хорошее знакомство с библейским повествованием следовательно назначал свою книгу прежде всего читателям из евреев. Цель такого приема — выдвинуть на первый план идею, иллюстрируемую историческими фактами, и не отвлекать внимание читателя историческими подробностями.

Выражение «посредством малого дерева», очевидно, означает у писателя ковчег (ср. XIV ст.), в котором спасся Ной (Быт VI:14 [358]). Вероятно, писатель хотел этими словами выразить ту мысль, что ковчег, несмотря на его величину, все же был ничтожен в сравнении с черезвычайным потопом и потому без высшей помощи Божией Ной спастись не мог. Его, как и всю землю, «славила премудрость», Божественное Провидение, ср. XIV:3 и 5 ст.

5. Она же между народами, смешанными в единомыслии зла, нашла праведника и соблюла его неукоризненным пред Богом, и сохранила мужественным в жалости к сыну.

5. Пример Авраама. Мысль у писателя такая: как ни трудно было найти праведника среди всеобщего развращения, премудрость нашла его в лице Авраама, и не только нашла, но и «соблюла его неукоризненным пред Богом». О всеобщем развращении народов во времена Авраама кн. Бытия нам ничего не рассказывает, но из факта всеобщего господства идолопоклонства в то время (Нав XXIV:2 [359]) писатель мог вывести мысль о всеобщей нравственной распущенности, как естественном следствии (ср. XIV:21–31 ст.).

«…Сохранила мужественным в жалости к сыну». Здесь, очевидно, намек на рассказ XXII гл. кн. Бытия об искушении Авраама повелением Божиим принести в жертву Исаака. Авраам сохранил мужество (одну из главных добродетелей мудрости, см. VIII:7) в этом испытании, не поддавшись естественному чувству жалости к сыну.

6. Она во время погибели нечестивых спасла праведного, который избежал огня, нисшедшего на пять городов,

6–8. Спасение Лота премудростью. Страшный пример наказания за нечестие жителей Пентаполя. См. Быт XIX гл., ср. 2 Пет II:7 [360].

«…избежал огня, нисшедшего на пять городов». О гибели Содома и Гоморры см. объяснительное замечание к 24–25 ст. XIX гл. кн. Бытия. (Толковая Библия т. 1 с. 124).