«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

12. сохранила его от врагов, и обезопасила от коварствовавших против него, и в крепкой борьбе доставила ему победу, дабы он знал, что благочестие всего сильнее.

12. Первая половина стиха одинаково может быть отнесена и к преследованию Иакова Лаваном (Быт XXXI:23 [387]) и к его боязни при возвращении в Ханаан нападения Исава (Быт XXXII:7–8 [388]);

«…в крепкой борьбе доставила ему победу…» Слова относятся к борьбе Иакова с Богом (Быт XXXII:24 [389], 28 [390], 30 [391]; Ос XII:3–4 [392]). Этот библейский рассказ писатель кн. Премудрости понимает как символ того, что «благочестие всего сильнее», что для надеющегося на Бога ничто не страшно. Мысль отвечающая 28 ст. XXXII гл. кн. Бытия [390].

13. Она не оставила проданного праведника, но спасла его от греха: 14. она нисходила с ним в ров и не оставляла его в узах, и потом принесла ему скипетр царства и власть над угнетавшими его, показала лжецами обвинявших его и даровала ему вечную славу.

13–14. Пример Иосифа, «проданного праведника» (Быт XXXVII:25–28 [393]), которого премудрость «спасла от греха», разумеется искупление жены Потифара (Быт XXXIX:7–12 [394]). — «Она нисходила с ним в ров и не оставляла его в узах…» Бог спас Иосифа и из сухого колодца, куда его бросили на голодную смерть братья (Быт XXXVII:22 [395]) и из египетской тюрьмы (Быт XXXIX:20–21 [396]); «принесла ему скипетр царства…» — ср. Быт XLI:39–40 [397].

«…Показала лжецами обвинявших его…» — разумеется клевета жены Потифара (Быт XXXIX:14–18 [398]);

«даровала ему вечную славу…» — бессмертную память в потомстве (ср. IV:1; VIII:13).

15. Она освободила святой народ и непорочное семя от народа угнетавших его,

15–21. В этом отделе говорится об участии Божественной Премудрости в освобождении израильского народа от египетского рабства.

15. Название народа еврейского «святым народом» и «непорочным семенем» не соответствует действительному состоянию его во время исхода из Египта (Иез XX:8 [399]; XXIII:3 [400]). Непостоянство в религии склонность к идолопоклонству, малодушие и ропот исторически более верно характеризует евреев в момент исхода. Писатель кн. Премудрости берет не эту историческую сторону, а идеальную, каким должен быть еврейский народ, какое его назначение (Исх XIX:5–6 [401]; Втор XXVI:18–19 [402]). Назначение евреев быть народом святым, и уже по одному этому они удостаиваются милостивого попечения о них Премудрости Божией.

16. вошла в душу служителя Господня и противостала страшным царям чудесами и знамениями.

16. (Премудрость) «вошла в душу служителя Господня…» Речь о Моисее, который таким именем называется еще в послании к Евр III:5 [403]. Входя в душу Моисея, Премудрость исполняет одну из своих задач: «переходя из рода в род, в святые души, приготовлять друзей Божиих и пророков» (VII:27).

«…противостала страшным царям чудесами и знамениями». Говорится о казнях египетских, которыми премудрость освободила евреев из рабства (Исх VII:10 и д. [404]; XI; XII:29–30 [405]). О премудрости, как силе чудодейственной, устрашающей тиранов, писатель говорил выше (VIII:8, 15).

17. Она воздала святым награду за труды их, вела их путем дивным; и днем была им покровом, а ночью — звездным светом.