«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

5. Дивно гремит Бог гласом Своим, делает дела великие, для нас непостижимые.

5. Заключительное замечание о грозе, указывающее на ее поразительный характер («дивно», ср. Пс LXIV:6; CXXXVIII:14; Дан VIII:24), величие Бога (ср. Пс XXVIII) и служащее переходом к описанию других столь же чудных явлений.

6. Ибо снегу Он говорит: будь на земле; равно мелкий дождь и большой дождь в Его власти. 7. Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его. 8. Тогда зверь уходит в убежище и остается в своих логовищах.

6–8. К ним принадлежит выпадение снега и обильного дождя в суровый период года, — между осенью и весною, с соответствующими последствиями для людей и животных: прекращением деятельности земледельцев и кочевников (в таком смысле употребляется евр. глагол «хатам» — «полагать печать» в Иов IX:7; Откр XX:2–3) и удалением зябнущих от холода зверей в берлоги (Пс СIII:20–2).

9. От юга приходит буря, от севера — стужа.

9. Зима — время сильных бурь и стужи. Первые приносятся ветрами, дующими «гахедер», — из внутренней части юга (IX:9), на юг находящейся пустыни, почему и земля Xадрах Зах IX:1 называется в Талмуде «землею юга», — с юга (Ис XXI:1; Зах IX:14) или юго-востока (Ос XIII:15), вторая приходит от «миммезарим», — от севера.

10. От дуновения Божия происходит лед, и поверхность воды сжимается.

10. Под влиянием холодных ветров («от дуновения Божия»; ср. Исх XV:10) появляется лед, и поверхность воды делается плотною («сжимается»), — затвердевает.

11. Также влагою Он наполняет тучи, и облака сыплют свет Его, 12. и они направляются по намерениям Его, чтоб исполнить то, что Он повелит им на лице обитаемой земли. 13. Он повелевает им идти или для наказания, или в благоволение, или для помилования.

11–13. Новое описание туч и дождя, вызванное может быть, приближением грозы. В ст. 13 вместо синодального «или в благоволение» должно стоять: «или для Своей земли»: дождь посылается Богом для увеличения плодородия земли.

14. Внимай сему, Иов; стой и разумевай чудные дела Божии. 15. Знаешь ли, как Бог располагает ими и повелевает свету блистать из облака Своего? 16. Разумеешь ли равновесие облаков, чудное дело Совершеннейшего в знании? 17. Как нагревается твоя одежда, когда Он успокаивает землю от юга? 18. Ты ли с Ним распростер небеса, твердые, как литое зеркало?

14–18. Вместо того, чтобы препираться с Богом, враждовать против Него, Иов должен вывести из чудных непонятных для него дел Божиих соответствующее заключение о своих страданиях. И действительно, если он не может сказать, как движутся в воздухе облака, каким образом нагревается его одежда от совместного действия солнца и южного ветра, как устроены небеса, сходные по блеску с сделанными из блестящей меди зеркалами (Иез XXVIII:8), то как же он может спорить с Богом о постигшем его бедствии?

19. Научи нас, что сказать Ему? Мы в этой тьме ничего не можем сообразить.

19. Сам Елиуй и другие люди ничего не могут сказать о них по причине ограниченности своего ума. С другой стороны, если бы они и могли это сделать, то где ручательство, что сказанное дойдет до слуха Господа, будет принято Им во внимание (ср. IX:33). И, наконец, не поведет ли попытка вступить в рассуждения с Богом к гибели, а это соображение не вызывает ли в свою очередь мысль о покорности: «но желает ли человек быть уничтоженным?» (буквальное чтение второй половины стиха).