«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

5. Победа Давида есть выражение и исполнение над язычниками сирийцами Божественного суда. Они, как нечестивые, не почитающие истинного Бога, были Им отвергнуты и обессилены до того, что у них не стало ни городов, ни оружия (6 ст.) и их политическое и военное могущество на долгое время низложено («имя их изгладил на веки и веки» (6 ст.).

6. Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки. 7. У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними. 8. Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой, 9. и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте. 10. И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби;

8–10. В том, что Бог Давида есть истинный Бог и Вечный Судия всех народов, заключается основание веры всех угнетенных праведников, что они найдут всегда в Нем защиту. Вероятно, под угнетенным праведником Давид разумел еврейский народ, которому хотел привить свою веру в Бога, как всегдашнего его покровителя и единственного защитника.

11. и будут уповать на Тебя знающие имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.

11. «Знающие имя Божие». Знать имя Бога, значить признать Его единственным истинным Богом и служить Ему.

12. Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его,

12. Бог называется живущим на Сионе потому, что там находился Ковчег Завета, где Он всегда пребывал.

13. ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных.

13. Бог «взыскивает за кровь». Войны Давида были оборонительными, он вел их по принуждению, когда соседние языческие народы совершали нападения на границы его государства, проливали кровь его подданных, на защиту которых он и восставал. Так было и при описываемом в псалме нападении сирийцев, борьба с которыми была вызвана нападениями с их стороны.

14. Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, — Ты, Который возносишь меня от врат смерти, 15. чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоем.

15. «Во вратах «дщери Сионовой» — в воротах города Иерусалима. Обыкновенно ворота являлись местом самым посещаемым для его жителей, отсюда воспевать в воротах города — воспевать во всеуслышание.

16. Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их. 17. Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих. 18. Да обратятся нечестивые в ад, — все народы, забывающие Бога. 19. Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет. 20. Восстань, Господи, да не преобладает человек, да судятся народы пред лицем Твоим. 21. Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они.

20–21. «Восстань, Господи, да не преобладает человек» — пусть Господь будет единственным вершителем судеб народов, пусть от Него одного, как истинного Судии, зависит их счастье или несчастие, а не от человеческого искусства и военных успехов, которые могут принадлежать и нечестивому. Господство же последнего являлось бы упрочением и распространением на земле нечестия. Поэтому Давид молит Бога, чтобы Он своими какими-либо особенными делами показал всему миру, что власть над ним принадлежит только Ему, и чтобы знали все народы, что «человеки они», с евр. enosh — слабый, бессильный.

22. Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?