«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

22. Содержание псалма просительного характера. Так как южные пределы Иудеи были тогда опустошаемы идумеянами, бороться с которыми у жителей этих местностей не было сил, потому что все способные носить оружие были на севере в борьбе с сирийцами, то они являлись беззащитными. Эту-то беспомощность Давид изображает, когда говорит, что Господь от них «стоит» вдали, скрывает «свою помощь».

23. По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют. 24. Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя. 25. В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!»

25. Как в предшествующих стихах, так и последующих, Давид изображает самоуверенность врагов в своей победе и в безнаказанности производимых ими опустошений; нечестивый говорит про Бога: «не взыщет», еврейский Бог не в состоянии им что-либо сделать сейчас

26. Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением; 27. говорит в сердце своем: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»;

27. Успехи идумеян над евреями вселили в них уверенность, что теперь они не поколеблются, и «в род и род не приключится им зла», т. е., что обессиленные евреи не в состоянии будут на несколько поколений оправиться от причиненного им зла, и на это время за идумеянами останется военный и политический перевес.

28. уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком — его мучение и пагуба; 29. сидит в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным; 30. подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои;

29–30. Кроме высокомерия, доходящего до пренебрежения к Иегове, о котором ранее говорил Давид (см. 25 ст.), враги отличаются нравственно-неопрятными приемами своих действий: они коварны, лживы, мстительны.

31. сгибается, прилегает, — и бедные падают в сильные когти его; 32. говорит в сердце своем; «забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда».

32. Свой успех враг объясняет тем, что евреев «забыл Бог» и «не увидит никогда», что Он отвернулся от народа еврейского и уже не будет изливать на него своих милостей.

33. Восстань, Господи, Боже [мой], вознеси руку Твою, не забудь угнетенных (Твоих до конца). 34. Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»? 35. Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник.

33–35. Давид молит Бога восстать на защиту угнетенных евреев, чтобы покарать высокомерие врага, уверенного, что «Ты на взыщешь», не сможешь защитить теперь свой угнетенный и сиротливый народ, который предан Тебе.

36. Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.

36. «Сокруши мышцу» — низложи силу; «чтобы искать и не найти его нечестия» — чтобы не осталось следа от него, чтобы он, как противник Бога, был уничтожен всецело.

37. Господь — царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его. 38. Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое, 39. чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле.