«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Ибо вот, нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем.

2. Свой совет бежать друзья оправдывали взглядом на заговор, как совершенно организованный и готовый к действию.

3. Когда разрушены основания, что сделает праведник?

3. «Разрушены основания» — потрясены основы политической и общественной жизни, так как заговорщики не признавали Давида царем, желали его низложения и стремились к установлению нового направления жизни. Что иное, как не бежать, может сделать праведник, т. е. Давид, у которого для борьбы с готовым обнаружиться вооруженным восстанием есть только сознание своей чистоты пред врагами, но никаких внешних средств обороны.

4. Господь во святом храме Своем, Господь, — престол Его на небесах, очи Его зрят (на нищего); вежды Его испытывают сынов человеческих, 5. Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его.

4–5. Этому совету Давид противополагает свою веру в Бога, как защитника праведных. Господь с неба надзирает за людьми, посылает, как сейчас, праведнику испытания во временном успехе нечестивых, но последних Он ненавидит, как попирающих Его Закон.

6. Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер — их доля из чаши; 7. ибо Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника.

6–7. Господь прольет на нечестивых «горящие угли, огонь и серу». Под горящими углями можно разуметь молнию, под огнем и серой — гибель через посредство особенных потрясений природы, вроде гибели Содома и других городов Пентаполя (см. Быт XIX:24). Палящий ветер, вероятно — самум, хорошо известный евреям по своим гибельным действиям. — «Их доля из чаши» — таков их удел, назначенный Богом, не допускающим торжества нечестия, так как Господь «любит правду, лице Его видит праведника», т. е. всегда промышляет над ним и оберегает его.

Псалом 11

11, 12 и 13 псалмы написаны во время гонений от Саула. Это подтверждается как тяжестью изображаемых в псалме страданий Давида, продолжительностью преобладания над ним нечестивых, так и открытым и всеобщим распространением против него клеветы со стороны врагов, равно как и горьким воплем Давида об уничтожении на земле праведности и распространении лжи. Все это отвечает времени гонений от Саула, но не восстания Авессалома, которое подготовлялось скрытно и не имело продолжительного перевеса над Давидом. Горькое сетование в этих псалмах Давида об упадке в народе нравственной чистоты предполагает в нем самом сознание своей полной праведности пред Богом, что, как мы говорили, тоже составляет особенность псалмов из эпохи гонения Саула.

Давид молит Бога оказать ему помощь, так как он отовсюду окружен людьми лживыми (2–3). Давид верит, что Господь не даст восторжествовать этим людям, что Он спасет тех, кого они хотят погубить (4–6). Обетование Бога о защите Им праведного так же непреложно и истинно, как очищенное серебро, и они действенно, хотя бы нечестивые временно взяли перевес (7–9). 1. Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида. 2. Спаси (меня), Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.

2. «Не стало праведного» можно понимать не только в смысле указания, что во время Сауловых гонений преобладающим и деятельным настроением как народа, так и высших сановников, приближенных к этому царю, было «неправедное», незаслуженное и враждебное отношение к Давиду, но и как указание Давида на свою слабость, свою усталость от непрерывных гонений. Не стало праведного — не хватает у него силы (в Вульгате — Sanctus detecit) постоянно бегать от врагов и изобретать способы спасения от них, он ослабел от преследований.

3. Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.

3. Как преследуемый царем, Давид нигде не мог встретить искреннего к себе сочувствия и открытой помощи. Последняя неминуемо навлекла бы гнев на такого человека со стороны царя. Давид не мог ни на кого положиться из опасения быть выданным, в отношениях к себе он видел только притворство и ложь.