«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

4. «Утешайся Господом» — находи утешения в своей деятельности и жизни не во внешних успехах, а в согласии ее направления с указаниями Господа. Такое поведение заслужит награду от Бога: Он исполнит «желания сердца твоего».

5. Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, 6. и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.

5–6. Кто вверит свою жизнь руководству Бога, того Господь за его правду и справедливость выведет на свет, т. е. наградит.

Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему. 8. Перестань гневаться и оставь ярость! не ревнуй до того, чтобы делать зло,

8. «Не ревнуй до того, чтобы делать зло» — не гневайся на успехи нечестивых до той степени, чтобы перейти к причинению им зла.

9. ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю. 10. Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его. 11. А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.

9–11. «Уповающие на Господа» то же, что и «кроткие» (11 ст.), так как упование на Бога есть покорность Его водительству, подчинение своей воли Его указаниям. Они «наследуют землю» — перифраз всего второзакония, в котором наследие Палестиной, как землей обетованной, Богом назначается только для людей нравственно заслуживающих награды от Бога, для праведников.

12. Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими: 13. Господь же посмевается над ним, ибо видит, что приходит день его. 14. Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить идущих прямым путем; 15. меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся. 16. Малое у праведника — лучше богатства многих нечестивых, 17. ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь.

16–17. Выражение 16 ст. объясняется содержанием 17. Так как нечестивые гибнут, их сила («мышцы») сокрушается Богом, то и приобретенное ими не может быть прочно, в каком бы количестве оно ни было собрано. Наоборот, то малое, что ость у праведных, не только не утрачивается, ко постепенно увеличивается, так как Господь «их подкрепляет».

18. Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек:

18. Под «достоянием непорочных», как можно судить по контексту речи, разумеется их материальное благополучие. Оно «пребудет вовек» — указание на прочность этого блага: оно будет переходить из поколения в поколение, тогда как у нечестивых их блага отнимаются в одном роде.

19. не будут они постыжены во время лютое и во дни голода будут сыты; 20. а нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут. 21. Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает,

21. Отношение нечестивого к людям вообще отлично от отношений праведных. Нечестивый руководится не нравственными началами, а материальным расчетом. Для него смысл жизни в приобретении внешнего могущества и материального блага, а потому, когда он «берет взаймы, и не отдает», старается задержать или совсем не производить платежа, так как последний, по его пониманию, наносит ущерб его внешнему благу. Праведный же, наоборот, руководится нравственными обязательствами к людям и любовью, а потому снисходит к своим должникам («милует») и дает нуждающимся из своего достатка.

22. ибо благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им истребятся. 23. Господом утверждаются стопы такого человека, и Он благоволит к пути его: 24. когда он будет падать, не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку. 25. Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: