«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Псалмы 53 и 54 употребляются при богослужении в составе 6-го часа, воспоминающего распятие Христа, когда его враги в своей вражде ко Христу «не предложиша Бога пред собою» (LIII:5 ст.) и когда близкий к Нему человек (Иуда) оказался предателем (LIV, 14–15). Напоминанием об этом церковь предостерегает верующих не уподобляться этим врагам, а с искренней верой и чистотой сердца приступить к слушанию и участию в совершении Великой Жертвы Христовой.

Псалом 55

По надписанию псалом написан Давидом во время бегства от Саула к филистимлянам в Геф, где узнали в нем недавнего победителя Голиафа, а потому, вероятно, относились к нему подозрительно. Последнее обстоятельство могло побудить Давида притвориться пред ними сумасшедшим (См. 1 Цар XXI:10 и дал.). — «О голубице, безмолвствующей в удалении» — указывает или на положение Давида во враждебной стране как одинокого и беззащитного изгнанника, т. е. является кротким, образным выражением, обозначающим тогдашнее внешнее и душевное состояние Давида, или указывает на мотив исполнения — по образу песни, начинающейся этими словами.

Помилуй меня, Господи, так как я отовсюду окружен врагами, ищущими погубить меня (2–3). Я на Тебя уповаю и верю в действительность Твоего обо мне определения (4–5). Враги зорко следят за мною. Неужели Ты не накажешь их? (6–8) Мои бедствия исчислены у Тебя и Ты мой Защитник, почему я не боюсь нападений на меня врагов и за посланное Тобою спасение я воздам Тебе мои обеты (9–14). 1. Начальнику хора. О голубице, безмолвствующей в удалении. Писание Давида, когда Филистимляне захватили его в Гефе. 2. Помилуй меня, Боже! ибо человек хочет поглотить меня; нападая всякий день, теснит меня.

2. «Человек хочет поглотить меня». Словом «человек» Давид обозначает филистимлян, среди которых ему пришлось вращаться и которые не могли быть благосклонно настроены к нему, как недавнему победителю Голиафа. Они могли подозрительно относиться к нему и видеть в нем шпиона со стороны враждебного к ним еврейского народа, а потому зорко следили за его словами и поступками.

3. Враги мои всякий день ищут поглотить меня, ибо много восстающих на меня, о, Всевышний! 4. Когда я в страхе, на Тебя я уповаю. 5. В Боге восхвалю я слово Его; на Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне плоть?

5. «В Боге восхвалю я слово Его». Под «словом» разумеется определение Божие относительно Давида, по которому он был предназначен сделаться царем еврейского народа. «Восхвалять» — благодарить, прославлять. Давид благодарит Бога за такое определение о нем не потому, чтобы находил здесь удовлетворение своему тщеславию, а потому, что видел о нем благоволение к себе Господа, почему у него, жившего среди филистимлян, злых врагов своего народа, не колеблется вера в свое спасение: Бог, давший о нем такое слово, не оставит его неосуществленным и, значит, спасет Давида, поэтому-то Давид и говорит: «не боюсь, что сделает мне плоть?»

6. Всякий день извращают слова мои; все помышления их обо мне — на зло: 7. собираются, притаиваются, наблюдают за моими пятами, чтобы уловить душу мою. 8. Неужели они избегнут воздаяния за неправду свою? Во гневе низложи, Боже, народы.

8. Бог правосуден. В отношениях окружающих Давида филистимлян он видит несправедливую вражду, незаслуженную им, как невинным и невольным изгнанником из своей родины. Враждебное отношение питали не только к нему, но и ко всем евреям, и не только филистимляне, но и все язычники, поэтому молитва Давида о своем спасении переходит в молитву и за свой народ: «во гневе низложи, Боже, народы» (языческие).

9. У Тебя исчислены мои скитания; положи слезы мои в сосуд у Тебя, — не в книге ли они Твоей?

9. Характеристика бдительного отношения Бога к человеку. Все страдания последнего как бы исчисляются Господом («исчислены мои скитания»), Господь хранит их как бы в сосуде: он как бы записывает все, чем незаслуженно обижен человек.

10. Враги мои обращаются назад, когда я взываю к Тебе, из этого я узнаю, что Бог за меня. 11. В Боге восхвалю я слово Его, в Господе восхвалю слово Его. 12. На Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне человек? 13. На мне, Боже, обеты Тебе; Тебе воздам хвалы,

13. Обеты, данные Давидом пред Богом, указаны в следующем стихе.

14. ибо Ты избавил душу мою от смерти, (очи мои от слез,) да и ноги мои от преткновения, чтобы я ходил пред лицем Божиим во свете живых.