«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

5. Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.

5. Характеристика врагов Давида: они дышали пламенем (разумеется злоба), похожи на львов, у которых вместо зубов — копья и стрелы, а язык — меч. Черты, указывающие на силу и степень жестокости преследований.

6. Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!

6. Спасение Давида при таких тяжелых обстоятельствах не может быть достигнуто обыкновенными человеческими усилиями, а потому избавление от них является делом самого Господа, за которое Он должен быть превознесен не только по всей земле, среди людей, но и «выше небес» — выше видимого звездного мира, там, где постоянное присутствие Бога и Его ангелов.

Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в нее. 8. Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить.

8. Вера Давида в помощь и защиту Господа изменила его тревожное и понурое настроение духа на твердую уверенность в своем спасении — «сердце его готово» без колебаний и страха встретить все опасности и преследования от врагов.

9. Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано. 10. Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,

10. Прославление Давидом Господа среди народов исполнено настоящим составлением псалмов, которые, как и во время Давида, так и после него, вошли в богослужебное и частное употребление, и там, где поется или читается Псалтирь, там воспевается Господь. Псалтирь же нашла распространение среди всех народов.

11. ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.

11. «Милость до небес» и «истина до облаков» — образы, указывающие на великую степень любви Бога к человеку и на крепость посылаемой Им защиты.

12. Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!

Псалом 57

Псалом написан Давидом во время начинавшегося подготавливаться восстания Авессалома, когда он мог наблюдать в Иерусалиме как степень озлобления против него его врагов (4–5 ст.), так и начавшееся нестроение в жизни: они (враги) злоупотребляли своей властью.

Вы, судьи, поступаете несправедливо, так как всегда совершаете злодеяния (2–3). Эти судьи — нечестивцы, с самого рождения они любят зло и неспособны к перерождению, как аспид не поддается заклинаниям (4–6). Сокруши, Господи, их силу, сделай их безвредными и развей (7–10). Тогда праведник будет радоваться от сознания, что есть Бог, судящий на земле! (11–12) 1. Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида. 2. Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие?