«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

8. Да исчезнут, как вода протекающая; когда напрягут стрелы, пусть они будут как переломленные. 9. Да исчезнут, как распускающаяся улитка; да не видят солнца, как выкидыш женщины.

9. «Да исчезнут, как распускающаяся улитка», которая по той мере, как выходит из своей раковины, становится беззащитной не только от зверей или птиц, а даже и от насекомых. — «Да не видят солнца, как выкидыш» — пусть их влияние не упрочится, не имеет успеха и преобладания, как безвреден мертворожденный.

10. Прежде нежели котлы ваши ощутят горящий терн, и свежее и обгоревшее да разнесет вихрь.

10. Губительное действие нечестивых сравнивается с котлом, в котором обыкновенно варится пища. Для согревания котла нужен материал, каким особенно является сухой терновник, сухой хворост. Этим терном сухим или обгоревшим являются злые стремления нечестивцев. По той мере, как эти стремления находят себе применение и фактическое выражение в действиях, постольку нагревается котел, увеличивается количество причиняемых ими бедствий, Давид молит Господа, чтобы Он не дал нечестивым силы и возможности причинять вред, развеял бы их.

11. Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого.

11. «Омоет стопы свои в крови нечестивого» — образ взят из военных действий, когда земля обагряется кровью побежденных и преследуемых врагов, по которой (земле) гонятся за ними их победители. Смысл выражения — пусть нечестивые погибнут, а праведные останутся победителями.

12. И скажет человек: «подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог, судящий на земле!»

12. Гибель нечестивого укрепит в людях сознание, что «есть Бог, судящий на земле!», что побудит их держаться правды и бороться с нечестием, ожидая защиты и подкрепления от Бога, бодрствующего над землею.

Псалом 58

Псалом написан по поводу стремления Саула умертвить Давида, описанного в 1 Цар 19 гл. Содержание псалма не противоречит означенному надписанию, а 4–5 ст., где Давид говорит о своей невинности и незаслуженности преследований, прямо подтверждают соответствие надписания обстоятельствам происхождения псалма.

Защити меня, Господи, от незаслуженно нападающих на меня и подстерегающих убить меня (2–5). Накажи беззаконников, которые, как псы, ходят по городу в поисках за мною; которые произносят хулы и не боятся ответа за последние (6–8). Ты, Господи, моя надежда, рассей их, но не умерщвляй их сразу, а обессиль их, чтобы при их виде евреи научались помнить Тебя (9–14). Пусть они обессиленными ходят, а я буду воспевать Тебя, моего защитника (15–18). 1. Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его. 2. Избавь меня от врагов моих, Боже мой! защити меня от восстающих на меня; 3. избавь меня от делающих беззаконие; спаси от кровожадных,

3. Под «делающими беззаконие» разумеются враги Давида — сторонники Саула преследовавшие его тогда, когда сами сознавали невинность и незаслуженность этих преследований: они сознательно совершали беззаконие. Эти враги были «кровожадными», стремились убить Давида, насильственно лишить его

4. ибо вот, они подстерегают душу мою; собираются на меня сильные не за преступление мое и не за грех мой, Господи;

4. Давид исповедует полную свою невинность пред Богом, а отсюда и незаслуженность преследований. Такое указание обыкновенно делается Давидом в псалмах из эпохи гонений от Саула, когда ни сам Давид и никто из его врагов не могли указать за ним какой-либо вины ни пред Богом, ни пред людьми.