«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
11. «Да придет пред лице Твое стенание узника» — взгляни милостью, не отворачивайся от Твоего народа, который теперь лишен политической самостоятельности, который в узах рабства.
12. Семикратно возврати соседям нашим в недро их поношение, которым они Тебя, Господи, поносили,
12. «Семикратно возврати соседям нашим». Число семь — круглое, означающее полноту вообще. Воздай врагам, Господи, полностью то, что они заслужили своими поношениями Тебя; не ослабляй Своей справедливости снисхождением.
13. А мы, народ Твой и Твоей пажити овцы, вечно будем славить Тебя и в род и род возвещать хвалу Тебе.
Псалом 79
Псалом назначен для исполнения на музыкальном инструменте наподобие лилии (шошанним — лилия). «Едуф» — записки, объявление, указывающее на особенное внимание, которое должно быть обращено современниками на этот псалом ввиду его важности.
Псалом написан певцом из поколения Асафа. Писатель молится за царство Израильское, над которым просит Бога проявить Свое благоволение (2–6). Евреи подвергаются унижениям со стороны соседних народов (7), которые свободно опустошают их страну (13–14). Писатель молит об охранении своего народа от угрожающих опасностей (15–18).
Вероятнее всего псалом написан уже после разрушения царства Израильского ассириянами (почему у 70 прибавлено: «на ассириянина»), когда уже и Иудее стала угрожать близкая гибель, хотя она еще существовала, так как в псалме совершенно нет указаний на разрушение храма и Иерусалима. Таким временем состояния Иудеи нельзя считать время царствования Езекии, так как тогда она (Иудея), несмотря уже на пленение Израильского царства, находилась в довольно цветущем положении, особенно после гибели под стенами Иерусалима войск Сеннахирима. Указанные опасения писателя псалма за возможную гибель царства Иудейского могли основываться только на целом ряде событий зловещих и тяжелых в жизни своего народа: эти события начинаются особенно с царствования Манассии и с особенной силой проясняются во времена Иоакима (см. указание их в ст. 13–14).
Пастырь Израиля! Прояви свою силу над Ефремом, Вениамином и Манассией. Восстанови нас и спасемся (2–4). Надолго ли Ты оставил нас? Ты напитал нас слезами и сделал посмешищем для врагов (5–8). Ты перенес из Египта виноградную лозу, которая глубоко пустила корни и широко распростерла ветви. Но Ты разрушил ее ограждение, звери объедают ее (9–14). Обратись же, Господи, и защити Своей силой Твою отрасль! Да будет над нею десница Твоя и мы не отступим от Тебя (15–20). 1. Начальнику хора. На музыкальном орудии Шошанним-Эдуф. Псалом Асафа. 2. Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя.
2. Отношения Бога к израильскому народу изображаются как отношение пастыря к овцам, которых первый оберегает и питает. — «Восседающий на херувимах». Изображения последних находим над крышкой Ковчега Завета. Так как херувим служит символом быстроты, то молитва «яви Себя» означает — поспеши придти со Своею помощью.
3. Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею воздвигни силу Твою, и приди спасти нас.
3. Колено Ефремово было самым многочисленным, богатым и влиятельным в царстве Израильском, почему часто именем Ефрема обозначается вообще десятиколенное царство. До Давида и после разделения царства Еврейского оно имело преобладающее значение и влияние в ходе жизни сначала всего народа, а потом Израиля. Манассия упоминается здесь как родоначальник колена, происшедшего от брата Ефремова. Вениаминово колено по воцарении Давида разделилась; одна часть признавала его царем, другая — нет, и впоследствии, после Соломона, одна половина этого колена вошла в состав царства Израильского. Молитва за Израиля указывает, что последний был беспомощен помочь себе. Здесь нужно понимать гибель этого царства от ассириян.
4. Боже! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
4. Припев, повторяющийся в псалме три раза — в ст. 4, 8 и 20. — «Восстанови» — молитва писателя от лица Израиля и за Израиля, который представляется потерявшим силу и значение, утративший свою самобытность, о восстановлении которой и молит автор.