«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

3. Ибо говорю: навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал:

3. Истина «утверждена на небесах». Выражение образное: небо для человека, существа слабого и непостоянного, недоступно, а потому и все, основанное на нем, не может подвергаться никаким изменениям или колебаниям, т. е. эта истина, обетование будет исполнено.

4. «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему: 5. навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой».

4–5. Изложенное здесь обетование то самое, которое было сообщено Давиду через пророка Нафана (см. 2 Цар VII:12–14).

6. И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых. 7. Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?

6–7. «Небеса», «собрание святых», «сыны Божии» означают ангелов, благоговеющих пред величием данного Давиду обетования.

8. Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его. 9. Господи, Боже сил! кто силен, как Ты, Господи? И истина Твоя окрест Тебя. 10. Ты владычествуешь над яростью моря: когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их. 11. Ты низложил Раава, как пораженного; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих.

11. «Раав» — обозначение Египта (см. Пс LXXXVI:4). Упоминается о чудесном изведении из Египта, как проявлении всемогущества и благоволения Господа по отношению к евреям.

12. Твои небеса и Твоя земля; вселенную и что наполняет ее, Ты основал. 13. Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени твоем радуются.

13. «Фавор и Ермон о имени Твоем радуются». Эти горы, находящиеся в Палестине, служат символом всей этой гористой страны. Горы радуются, т. е. все обитатели Палестины полны благодарного чувства к Богу за Его благодеяния, обильно на них изливаемые за время обитания в этой стране.

14. Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя! 15. Правосудие и правота — основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицем Твоим. 16. Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи, 17. о имени Твоем радуются весь день и правдою Твоею возносятся,

16–17. Если Господь так милостив к евреям и всемогущ, то тот народ, который слушает «трубного звука» — блажен. Труба употреблялась у евреев для собрания народа к молитве. Слушаться трубы — точно исполнять Божественные предписания о благоговейном отношении к Нему и исполнении Его заповедей. «Возноситься правдою» Божьею — пользоваться Его покровительством и защитой, а через то и славой у всех народов за праведное хождение пред Ним.

18. ибо Ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш. 19. От Господа — щит наш, и от Святаго Израилева — царь наш.

18–19. «Благоволением Твоим возвышается рог наш», «от Господа — щит наш» — выражения синонимические. Могущество («рог») еврейского народа, его защита («щит») не в военной силе, не в отваге войск и опытности полководцев, но в благоволении к нему Господа. «Святый Израилев» — Господь.