«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

22. В течение своей жизни нечестивый проявляет такое могущество, что его страшатся даже сильные.

23. А Он дает ему все для безопасности, и он на то опирается, и очи Его видят пути их.

23. Сам Бог помогает беззаконникам. Он видит их злодеяния и тем не менее дает все, служащее к безопасности.

24. Поднялись высоко, — и вот, нет их; падают и умирают, как и все, и, как верхушки колосьев, срезываются.

24. Опираясь на свою силу (ст. 22), подкрепляемые божественною помощью, нечестивые достигают наивысшего могущества, а затем умирают такою же смертью, как и все остальные люди. — «Как верхушки колосьев срезываются». Намекая на восточный обычай срезывать при жатве верхушки стебля и оставлять солому на корне, Иов хочет сказать, что стебли и корень нечестивого — его потомство — продолжает существовать, не исчезает, как утверждают друзья (ср. XV:32; XVIII:19).

25. Если это не так, — кто обличит меня во лжи и в ничто обратит речь мою?

25. Взгляд Иона не может быть опровергнут.

Глава XXV

Ответная речь Вилдада на речь Иова в третьем разговоре. 1. И отвечал Вилдад Савхеянин и сказал: 2. держава и страх у Него; Он творит мир на высотах Своих! 3. Есть ли счет воинствам Его? и над кем не восходит свет Его? 4. И как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною? 5. Вот даже луна, и та несветла, и звезды нечисты пред очами Его. 6.Тем менее человек, который есть червь, и сын человеческий, который есть моль.

Небольшая речь Вилдада сводится к двум положениям: пред всеправедным и всемогущим Богом, которому подчиняются небесные силы, человеку нельзя отстоять мнимо попранное право; пред всесвятым Богом, в очах которого нечисты даже звезды, не может быть чист и человек; оправдаться ему нет возможности. То и другое положение направлено против желания уверенного в своей правоте Иова судиться с Богом (XXIII).

Глава XXVI

Ответная речь Иова на речь Вилдада в третьем разговоре. 1–4. Xарактеристика речи Вилдада. 5–14. Иову, как и Вилдаду, известно всемогущество Божие. 1. И отвечал Иов и сказал: 2. как ты помог бессильному, поддержал мышцу немощного!

2. Так как речь Вилдада ничего не дает для разрешения волнующего, «расслабляющего» сердце Иова (XXIII:16) вопроса о причине страданий праведника, неправосудном отношении к нему Бога (XXIII) и благоденствии грешников (XXIV:25), то она и вызывает с его стороны справедливое ироническое замечание: «как ты помог бессильному!» Своими рассуждениями Вилдад не помог Иову, бессильному разрешить загадку своего бытия, и потому нисколько не утешил его («поддержал мышцу немощного»).

3. Какой совет подал ты немудрому и как во всей полноте объяснил дело! 4. Кому ты говорил эти слова, и чей дух исходил из тебя?