«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
16. И Сарре сказал: вот, я дал брату твоему тысячу сиклей серебра; вот, это тебе покрывало для очей пред всеми, которые с тобою, и пред всеми ты оправдана.
«вот… тысячу сиклей серебра; вот… покрывало для очей пред всеми…» Подобная сумма встречается еще дважды в Библии на наши деньги она, считая каждый сикль по 80 коп., равнялась свыше 800 руб. серебром. Что касается покрывала, подаренного Авимелехом Сарре в свидетельство ее невинности, то для нас смысл этого дара недостаточно ясен: по всей вероятности он основывался на каком-либо неизвестном нам местном обычае, и во всяком случае достигал своей цели.
(Обратите внимание —здесь замечание о тысяче сиклей серебра, находящееся в еврейском тексте уже не вызывает никакого сомнения…)
17. Авимелех исцеляется по молитве Авраама.
17. И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать;
«И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха…» Вот новый пример силы и действенности молитвы праведника (XIX:29; ср. Иак V:20 [729]).
18. ибо заключил Господь всякое чрево в доме Авимелеха за Сарру, жену Авраамову.
18. «ибо заключил Господь всякое чрево в доме Авимелеха…» Безбрачие в Священном Писании считается наказанием за грех (XVI:2; Исх XXIII:26; Втор VII:14; Лев XX:20; Ис LXVI:9 [730] и др.); оно-то именно и было избрано как наиболее чувствительное наказание для чадолюбивых филистимлян.
Глава 21.
1. Рождение Исаака.
1. И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил.
1. «И призрел Господь на Сарру… и сделал… как говорил…» Очевидно, бытописатель отмечает здесь исполнение божественного обещания посетить Сарру, данного ровно год тому назад (XVIII:14); следовательно, под посещением Бога он разумеет самое рождение Исаака; аналогии тому имеются и в др. местах Библии (1 Цар II:21 [731]). Точно также и глагол «сотвори» яснее указывает на необычайный и чудесный характер рождения Исаака из омертвевшей утробы девяностолетней Сарры.
2. Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог;
«во время, о котором говорил ему Бог…» Замечание библейского повествователя, восстанавливающее связь событий (XVII:21 и XVIII:10).