«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В некоторых хронологических датах, главным образом в относящихся ко времени рождения у того или другого патриарха сына, замечается несогласие между русским и славянским текстами, происходящее из-за различия в еврейской и греческой Библиях. Различие это, по всей вероятности, случайного происхождения (внесено каким-либо переводчиком или переписчиком) и во всяком случае никакого серьезного значения для существа веры не имеет, наглядно доказывая только ту очевидную истину, что в Библии нет точной хронологии, а имеющаяся — довольно условна и относительна, и, по крайней мере, в некоторых своих отделах, по всей вероятности, внесена в нее позднее.

Другой, еще более важный вопрос, имеющий отношение к этой допотопной генеалогии, это вопрос о поразительном долголетии ее членов, достигавшем почти целого тысячелетия. В противоположность тенденциозности и неосновательности рационалистических попыток подорвать веру в патриархальное долголетие, признание его располагает целым родом действительных доказательств. За него, прежде всего, говорит факт предыдущего райского бессмертия человека: хотя через грехопадение человек и утратил этот божественный дар, однако зараза смертности могла лишь постепенно сокрушать первобытную крепость организма. О том же, далее, свидетельствует аналогия патриархального периода с детством человека: патриархально-допотопный период был своего рода эпохой младенчества в жизни человечества, т. е. временем особенного богатства, целостности, продуктивности и свежести всех его как духовных, так и физических сил.

Справедливость этого, до известной степени, подтверждается целым рядом параллельных преданий других древних народов, записанных египетским жрецом Манефоном, финикийским — Мохом, халдейским — Берозом и др. Наконец, важным подтверждением, а вместе и лучшим объяснением факта патриархального долголетия служит очевидное действие божественного Промысла, осуществлявшего путем его высокие религиозные цели: хранение религиозной истины, распространение человеческого рода и утверждение основных элементов религии, морали и культуры (подробнее об этом смотри у И. Спасского, «Библейская хронология», Пластова, «Священная летопись» и А. Покровского, «Библейское учение о первобытной Религии»).

«Адам… родил (сына) по образу своему (и) подобию своему». Данными словами довольно выразительно устанавливается прирожденность основных духовно-физических свойств человеческой природы; в силу этого, на потомство Адама перешли как черты заложенного в его природу образа Божия, так и свойства того греховного подобия, которое помрачило этот божественный образ в факте грехопадения (Быт I:28; III:16; Рим V:12 [273]).

4. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот (700) лет, и родил он сынов и дочерей. 5. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер. 6. Сиф жил сто пять (205) лет и родил Еноса. 7. По рождении Еноса Сиф жил восемьсот семь (707) лет и родил сынов и дочерей.

«и родил он сынов и дочерей…» Трех сыновей Адама и Евы Библия называет по имени и одну дочь — предположительно жену Каина (IV:17); но помимо этих у них, как видно из приведенных слов, были, вероятно, еще сыновья и, несомненно, еще дочери, которые не упоминаются здесь потому, что они не имели существенного значения в истории божественного домостроительства. Совершенно аналогичные им известия имеем мы и о семьях других патриархов этой генеалогии (ст. 7–26 и др.), откуда еще раз убеждаемся, что эта генеалогия не представляет собой полного списка всех сифитских родов, а отмечает только избранных личностей, чем-либо особенно выделившихся в истории человеческого спасения.

8. Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер. 9. Енос жил девяносто (190) лет и родил Каинана.

"begat Cainan..." A philological analysis of the name of this patriarch reveals the identity of its meaning with the name "Cain", i.e. "acquisition, possession"; and this, of course, does not cast any unseemly shadow on this pious Sethite, since the very name of Cain, according to the idea contained in it, was significant and bright (IV:1).

10. After the birth of Cainan, Enos lived eight hundred and fifteen (715) years and begat sons and daughters. 11. And all the days of Enos were nine hundred and five years; and he died. 12. Cainan lived seventy (170) years and begat Mahalaleel.

"Cainan... begat Mahalaleel", which means: "praise, glory to God, or he who praises, glorifies Him". This apparently indicates the flourishing of religious interests under Cainan, the son of Enos, the first organizer of the service of God, in which a prominent place was occupied by the solemn invocation and glorification of the Creator (IV:26), the Provider of the world and the Redeemer of mankind.

13. After the birth of Mahalaleel, Cainan lived eight hundred and forty (740) years and begat sons and daughters. 14. And all the days of Cainan were nine hundred and ten years; and he died. 15. Mahalaleel lived sixty-five (165) years and begat Jared. 16. After the birth of Jared, Mahalaleel lived eight hundred and thirty (730) years and begat sons and daughters. 17. And all the days of Mahalaleel were eight hundred and ninety-five years old; and he died.

"Mahalaleil... begat Jared..." Derived from the Heb. The verb jarad, meaning "to descend, to descend," the name of this new patriarch refers to him as a man from somewhere "descending, descending, falling." Keeping both the literal and figurative meaning of the word, we are justified in assuming that it refers to both the physical descent of the Sethites from a certain height and their moral decline. Since the generation of Jared, the fifth from Adam through Seth, was contemporary with the generation of Lamech, the fifth from Adam through Cain, and since, on the other hand, there is a tradition that originally the Setites lived on the high places, and the Cainites in the low-lying valleys, it is not without plausibility that the Sethites, being carried away in the age of Jared by the beauty of the Cainite women of their time (headed by the beautiful Noah, IV:22), descended from their heights into the valleys of the Cainites, entered into criminal relations with them, and thereby fell morally. This opinion, proceeding from philology, is also based on the ancient Jewish tradition, recorded, among other things, in Book II. Enoch.

18. And Jared lived a hundred and sixty-two years, and begat Enoch. 19. After the birth of Enoch, Jared lived eight hundred years and begat sons and daughters. 20. And all the days of Jared were nine hundred and sixty-two years; and he died.

"Jared... begat Enoch..." The name of this patriarch, already known to us from the genealogy of the Cainites, points to his bearer as a renovator, initiator, sanctifier, in a word, to something new and, as a beginning, dedicated to God. But while Enoch the Cainite was the beginning of their temporal power and cultural domination (expressed in the construction of the first city of the same name), Enoch the Sethite, on the contrary, was a typical representative of primitive faith, hope and piety, in a word, everything that is united in the concept of Old Testament "righteousness".