61 . Что касается единения, согласия и мира между разнородными и по своей природе противоположными и враждебными животными, то пресвитеры говорят, что это действительно будет при втором пришествии Христа, когда Он будет владычествовать над всеми. Ибо этим он указывает в символическом образе собрание в мире и согласии, во имя Христа, одинаково настроенных людей различного неподобного происхождения.
(Все такие), сошедшись в Мое (т. е. Христа) имя, благодатию Божиею получат правые нравы, изменив свою дикую и неукротимую природу. Это и теперь произошло; ибо те, которые прежде были злодеями, так что не могли пропустить ни одного преступного дела, после того как иаучились знать Христа и уверовали в Него, сделались совершенно верующими и изменились, так что не отступали от самой строгой нравственностн. Столь великое изменение производит вера во Христа, Сына Божия, в верующих в Него. И если он говорит: «Он восстает владычевать над народами», то это значит, что Он должен умереть и воскреснуть, чтобы исповедали и уверовали в Него, как Сына Божия, как Царя. Поэтому он также говорит: «И восстание его будет славно»; славно потому, что Он прославлен как Бог, когда воскрес.
62. Поэтому пророк опять говорит: «В тот день я восстановлю скинию Давидову падшую» (Амос. ІХ, 11). Этим он ясным образом обозначает, как мы прежде указали (гл. 38), родившуюся от Давида плоть Христа, которая по смерти восстала из мертвых. Ибо скинией названа плоть. Ибо как происхождение Христа по плоти от Давида — о Котором (то же Писание) говорит, что Он будет Сыном Божиим, — так и то, что Он умрет и воскреснет, и что Он — по виду человек, а по силе Бог и таким образом явится как судья всего мира и что Он один творит правду и есть Спаситель, — все это Писание возвещает этими словами.
63. И опять пророк Михей указывает место, где Христос должен родиться, т. е. Вифлеем иудейский, говоря так: «И ты, Вифлееме иудейский, не мал между вождями Иуды; ибо из тебя произойдет вождь, который упасет народ Мой Израиля» (Мф. ІІ, 6; Мих. V, 2). Вифлеем же — область Давида, так что Он — потомок Давида не только ради Девы, которая родила Его, но также и потому, что Он родился в Вифлееме — области Давида.
64. И опять о том, что Христос должен родиться из его потомства, Давид говорит следующим образом: «Ради раба моего не отврати помазанника Твоего. Господь клялся Давиду истинною клятвою, от которой Он не отречется: от плода чрева твоего посажу на престоле твоем. Если сыновья твои будут сохранять завет Мой и мои откровения, которые я заключил с ними, то и их сыновья во веки (будут сидеть на престоле твоем)». Пс. СХХХІ, 10 — І2. Но никто из сыновей Давида не владычествовал вечно, также и царство его не продолжалось вечно, ибо оно уничтожилось, а только царь, родившийся от Давида, т. е. Христос (владычествует во веки). Все эти свидетельства относятся к происхождению Его по плоти и обозначают также в ясной речи Его род и место, где Он должен родиться, так что не было надобности искать Сына Божия родившимся среди язычников или где–нибудь в другом месте, но в Вифлееме иудейском из рода Авраама и Давида.
65. Также указывая на Его вход в Иерусалим, который был главным городом Иудеи, где находился царский престол и храм Божий, пророк Исаия говорит: «Скажите дщери Сиона: се, царь твой грядет к тебе, кроткий, сидящий на осле, на жеребенке, сыне ослицы» (Иса. LXІІ, 11; Зах. ІХ, 9). Ибо Он пришел в Иерусалим, сидя на жеребенке ослином, когда толпа возложила (на жеребенка) свои одежды и Его посадила на него. Под дочерью же Сиона разумеется Иерусалим.
66. Таким образом пророки возвестили о том, что Сын Божий должен родиться, и каким образом и где определено Ему родиться, и что Христос — единый вечный царь. Точно также они предсказали, как Он, происходя от людей, исцелит тех, которых Он исцелил, и воскресит мертвых, которых Он воскресил, и как Он будет ненавидим и поруган и пострадает и будет умерщвлен и распят, как Он (действительно) был ненавидим, поруган и умерщвлен.
67. Теперь мы скажем об исцелениях Его. Об этом Исаия говорит так: «Он понес наши немощи и наши болезни возложил на себя» (LIII, 4). т. е. понесет их и возложит на себя. Ибо есть такия места, где Дух Божий сообщает чрез пророков имеющее произойти, как совершившееся; ибо что у Бога взвешено и предопределено, чтобы наверное произойти, то рассматривается, как уже происшедшее. И Дух, наперед созерцая и провидя то время, когда пророчество должно исполниться, (соответственно этому) делает Свои изречения. И для обозначения образа исцеления он говорит следующее: «В тот день глухие услышат написанные слова и прозрят во тьме и во мраке глаза слепых» (Иса. ХХІХ, 18); и опять он же говорит: «Укрепитесь, ослабевшия руки и дрожащия и спотыкающиеся колена; утешьтесь, робкие и малодушные умом; будьте тверды, не бойтесь; вот Бог наш, — Он воздаст судом; Он Сам придет и спасет нас. Тогда откроются глаза слепых и уши глухих услышат; тогда хромой вскочит, как олень, и язык заикающихся будет свободен (ясен)». О мертвых, что они восстанут, он говорит таким образом: «Воскреснут мертвые и те, которые в гробах, восстанут» (ХХVІ, 19). Когда Он осуществляет это, должно веровать в Него, как Сына Божия.
68. О том, что Он будет поруган и мучим и наконец, даже умерщвлен, Исаия говорит так: «По истине Сын Мой признан, возвышен и вознесен. Сколь многие изумлялись относительно тебя — так бесславен лик Его среди людей, — так многие народы будут изумляться и цари заградят свои уста; ибо узрят его те, которым не было возвещено о нем, и уразумеют те, которые не слышали. Господи, кто поверил тому, что нам возвещено, и мышца Господня — кому она открылась? Возвестихом яко отроча пред ним, как отпрыск от корня в сухой земле; он не имел ни вида, ни славы, и мы видели его, и он не имел ни вида, ни красоты; но вид его презрен и умален больше других людей; муж в язвах и привыкший переносить страдания, ибо отвращено лице его; он был презираем и ни во что ставили его. И он грехи наши носит и ради нас терпит болезни; а мы думали, что он в болезнях, в язвах и в страданиях (от Бога), тогда как он язвлен за наши грехи и мучим за наши беззакония; наказание мира нашего на нем, и язвами его мы исцелились» (LІІ, 13 — LII, 5). Этими словами, следовательно, возвещено, что он пострадал, как и Давид говорит: «И я пострадал» (Пс. XXXVІІ, 7). Но Давид никогда не страдал, а Христос, когда дано было повеление о распятии Его на кресте. И опять Его слово говорит чрез Исаию: «Хребет мой я предал для ударов и ланиты мои для заушений и не отвратил лица моего от поруганий и оплеваний» (Иса. L, 6 . То же говорит и пророк Иеремия в следующих словах: «Он подставляет ланиты бьющему его, пресытился поношением» (Плач. Иерем. ІII, 30). Все это Христос претерпел.
69. Дальше у Исаии следует: «Язвами его мы исцелились; мы все заблудились, как овцы, каждый совратился на свою дорогу, а Господь возложил на него наши грехи» (Иса. LIII, 5:6). Итак, ясно, что это произошло с Ним согласно с волею Отца ради нашего спасения. Потом же он говорит и о страдании Его: «Он не открывает уст своих, как овца он веден был на заклание, как агнец пред стригущим безгласен» (LIII, 7). Вот, смотри, так он возвещает добровольное шествие его на смерть. Слово же пророка: «Во смирении его суд его взят (от Него)» — Иса. LIII, 8 — указывает на Его смиренное явление. Отнятие суда совершилось сообразно с Его бесславием. Отнятие же суда одним служит во спасение, а другим приносит смертоносное мучение. Ибо оно одним принесено, а от других унесено. Так и суд; те, которым он принесен, имеют его для своего смертоносного мучения; те же, от которых он унесен, чрез это спасены. Таким образом те, которые распяли Его, навлекли на себя суд, и когда они совершали это над Ним, они не веровалн в Него, что чрез суд, который они навлекли на себя, они погибнут в мучениях. Но у верующих в Него суд отнят, и они больше не подлежат ему. И суд, который огнем умертвит маловерных, совершится в конце этого мира.
70. Потом он говорит: «Род его кто изъяснит» (Иса. LIII, 8). Чтобы мы ради Его врагов и ради перенесенных Им страданий не презирали Его, как бесславного и маловажного человека, сказано это для нашего назидания. Ибо Тот, Кто претерпел все это, имеет неисчислимый род, так как он под родом разумеет Его происхождение, т. е. Его Отца, Который неисчислим и неизречен. Уразумей же, что существо такого происхождения перенесло такия страдания и не поноси Его за страдания, которые Он перенес с намерением ради тебя, но убойся пред Ним ради Его происхождения.
71. И в другом месте Иеремия говорит: «Дух лица нашего Господь Хрнстос, и как он пойман был в сети их, о котором мы думали: в тени его будем жить среди иародов» (Плач. Иерем. ІV, 20). И что Христос, будучи Духом Божиим, соделается человеком, подверженным страданию, на это указывает Писание; и оно как бы изумляется и удивляется Его страданиям, ибо так должен переносить страдания тот, под тенью которого мы думали жить; а под тенью он разумеет Его тело. Ибо как тень происходит от тела, так и тело Христа происходит от Его Духа. Но словом «тень» он обозначает вместе с тем невзрачность и легкую доступность Его тела для унижения. Ибо как тень даже прямо стоящих тел ложится на землю и попирается ногами, так и тело Христа, поверженное на землю страданиями, как бы попрано. И он назвал тело Христа тенью в том смысле, что Дух осенил и покрыл Его славою. Таким образом также весьма часто при прохождении Господа полагали на пути впавших в разнообразные болезни, и те, до кого достигала Его тень, исцелялись.
72. И опять тот же пророк о страданиях Христа (говорит) так: «Как праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу, и праведные восхищаются (от земли), и никто не помыслит о том, что праведные восхищены от зла. В мире идет он в свой гроб; он взят из среды» (Иса. ХVII, 1 — 2). И кто иной совершенно праведен, кроме Сына Божия, Который приводит к совершенной праведности верующих в Него, которые подобно Ему были преследуемы и умерщвляемы. А слово: «В мире он идет в свой гроб возвещает, как Он умер для нашего искупления; ибо в мире означает искупление. Ибо те, которые были врагами и противниками, вследствие Его смерти веруя в Него соблюдают взаимный мир, так как чрез всеобщую веру в Него они воистину сделались друзьями и возлюбленными. Если же он говорит: «он взят из среды», то этим он мыслит Его воскресение из мертвых. Ибо после Своего погребения Он являлся уже не как мертвец, так как, умирая и восставая, Он должен пребывать бессмертным, (о чем) пророк говорит так: «Он просил у Тебя жизни и Ты дал ему и долгоденствие на век и век» (Пс. ХХ, 5). Но почему он говорит: «он просил жизни», когда все–таки Он должен был умереть? Этим он возвещает именно Его воскресение из мертвых, и что Он, будучи воскрешен из мертвых, бессмертен. Ибо Он получил жизнь именно для того, чтобы воскреснуть, и долгую жизнь навсегда и вечно, чтобы быть нетленным.
73. И опять Давид о смерти и воскресении Христа говорит так: «Я лег и уснул, я восстал, ибо Господь защитил меня» (Пс. III. 6). Давид сказал это не о себе, так как он не восстал, после того, как умер; но это — Дух Христа, Который и чрез других пророков, а в настоящем случае чрез Давида говорит о Нем: «Я лег и уснул, я восстал, ибо Господь защитил меня. Под сном он разумеет смерть, ибо Он воскрес.