Chapter XV: A Refutation of Those Who Demean the Apostle Paul

1. We imagine the same against those[53] who do not recognize the Apostle Paul: they must either renounce the other words of the Gospel, which have become known to us through Luke alone, and not use them; or if everyone accepts this, they must necessarily accept the testimony about Paul, when he (Luke) says that the Lord first said to him from heaven: Saul, Saul, why persecute me? I am Jesus Christ, whom thou persecutest (Acts 22:8; 26:15), and then Ananias said of him: "Go, for he is the vessel which I have chosen, to declare my name among the nations, and kings, and the children of Israel. And I will show him from this time how much he must suffer for My name's sake (Acts 9:15:16). Wherefore those who do not acknowledge him, who was chosen by God to boldly proclaim his name, because he was sent to the aforesaid nations, despise the election of God, and excommunicate themselves from communion with the apostles. For they can neither prove that Paul is not an apostle, when he was chosen to do so, nor can they prove that Luke is a liar, whereas he thoroughly declares the truth to us. Perhaps this is why God did that Luke presented very many Gospel truths, which must be used by all, so that all, following his subsequent testimony about the deeds and teachings of the apostles and having an intact rule of truth, could be saved. Therefore his testimony is true, and the teaching of the Apostles is clear and firm, and conceals nothing, because they did not teach some things in secret, and some things openly.

2. Такие ухищрения свойственны лжеучителям, худым обольстителям и лицемерам, как и поступают последователи Валентина. Эти люди говорят к толпе ради тех, которые принадлежат к Церкви, которых они сами называют кафоликами[54] и церковными, и своими речами увлекают более простых и обольщают их; подделываясь под наш образ речи, дабы их чаще слушали; и потом упрекают нас за то, что тогда как они думают сходно с нами, мы без причины удаляемся от общения с ними, и тогда как они говорят то же самое и содержать то же учение, мы называем их еретиками; и когда посредством своих умствований отвратят кого–либо от веры и сделают их своими беспрекословными слушателями, то излагают им отдельно неизреченное таинство своей Плиромы. Но обманываются все, которые воображают, будто они способны отличить от истины то, что вероподобно на словах. Ибо заблуждение заманчиво и вероподобно и нуждается в прикрасах, а истина без прикрас и потому вверена детям. Если же кто из их слушателей потребует объяснения или возразит им, о том утверждают, что он не способен принять истину и не имеет свыше семени от их Матери, и совершенно ничего не говорят ему, называя его принадлежащим к средним областям, т. е. к существам душевным. А если кто как овечка отдастся им и последует их образу действий и их «искуплению», то он надмевается и думает, что он ни на небе ни на земле, но вошел в самую Плирому, и уже, соединившись с своим ангелом, ходит тщеславно и надменно подобно петуху. Между ними есть, которые говорят, что человеку, приходящему свыше, следует держаться хорошего поведения; потому они стараются казаться важными на вид. Весьма многие, сделавшись презрителями как бы уже совершенные и живя без всякого уважения и с пренебрежением (ко всему), называют самих себя духовными и говорят, что они уже знают место прохлады, которое внутри Плиромы.

3. Но возвратимся к прежнему рассуждению. Когда ясно показано, что бывшие проповедники истины и апостолы свободы никого иного не называли Богом и не именовали Господом, кроме только истинного Бога Отца и иго Слова. господствующего во всем, тогда ясно должно оказаться, что они исповедали Господом Богом Творца неба и земли, Который говорил с Моисеем и дал ему уложение закона, Который называл отцев, и никого другого не знали. Итак, учение и Апостолов и учеников их[55] относительно Бога стало очевидно из их слов.

ПРОТИВ ЕРЕСЕЙ. Книга третья

Гл XVI. Учение Апостолов о Господе нашем Иисусе Христе, Единородном Сыне Божием

1. Некоторые говорят, что Иисус был только сосудом Христа, в который свыше сошел как голубь Христос и, показав неименуемого Отца, вошел в Плирому непостижимым и невидимым образом, — ибо Он не был постигнут не только людьми, но и небесными властями и силами, — и что Иисус был Сын, и Христос — Отец[56], а Отец Христа — Бог; другие говорят, что Он пострадал мнимо, будучи но природе чужд страдания. Валентиниане говорят, что Иисус, который по домостроительству, был тот, который прошел чрез Марию, и на которого сошел с горней области Спаситель, называемый также Христом[57], так как Он имеет имена всех породивших Его, и тому, который по домостроительству, сообщил Свою силу и Свое имя, чтобы чрез него упразднилась смерть, а Отец сделался ведомым чрез Того Спасителя, Который сошел свыше, Которого называют также приятелищем Христа и всей Плиромы, — так они языком исповедуют единого Иисуса Христа, но разделены в мнении; ибо как я уже заметил, таково их обыкновение — говорить, что один был Христос, произведенный Единородным для укрепления Плиромы, другой Спаситель порожденный для прославления Отца, и еще иной — тот, который по домостроительству. и о котором говорят, что он пострадал, тогда как Спаситель, носивший Христа, возвратился в Плирому. Поэтому, я нахожу необходимым привести все учение Апостолов о Господе нашем Иисусе Христе и показать, что они не только ничего такого не думали о Нем, но еще более — что они Святым Духом возвестили, что те, которые будут выдавать такие учения, суть посланники сатаны для ниспровержения веры некоторых и для отвращения их от жизни.

2. Что Иоанн одного и того же признавал Словом Божиим, Единородным, воплотившимся для нашего спасения, — (именно) Иисуса Христа Господа нашего, это я достаточно показал из слов самого Иоанна. И Матфей, признавая Одного и Того же Иисуса Христа, излагая рождение Его по человечеству от Девы согласно с тем, как Бог обещал Давиду от плода чрева его воздвигнуть вечного Царя, гораздо ранее обещав то же Аврааму, — говорит: родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова (Mф. 1:1); затем, чтобы освободить наш ум от подозрения относительно Иосифа, говорить: рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого (Mф. 1:18). Потом, когда Иосиф задумал отпустить Ее, так как Она была непраздна, (Матфей говорит), что ангел явился ему и сказал: не бойся принять Марию жену твою; ибо то, что Она имеет во чреве, есть от Духа Святого. Родит же Сына и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. A cиe произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог (Mф. 1:20–21); сим он ясно показывает, что и обещание данное отцам исполнилось — родился от Девы Сын Божий, и что Сей Самый есть Спаситель Христос; Которого предсказали пророки; а не то чтобы, как они (еретики) говорят, Иисус есть тот, который родился от Марии, Христос же сошел свыше. Конечно Матфей мог сказать: рождество Иисуса было так, но Дух Святый, предвидя исказителей и предограждая против их обмана, говорить чрез Матфея: рождество Христа было так, и что Он есть Эммануил, дабы мы не почитали Его только человеком, ибо не от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от хотения Божия, Слово стало плотию (Ин. 1:13–14) и дабы мы не думали, что один был Иисус, а другой Христос, но признавали Одного и Того же (Иисуса Христа).

3. Павел объяснил это самое, писавши к римлянам: Павел, апостол Иисуса Христа, предопределенный к благовестию Божию, которое Он обещал чрез пророков Своих в Святых Писаниях о Сыне Своем, Который произошел по плоти от семени Давидова, Который предопределен (как) Сын Божий в силе чрез Духа святыни посредством воскресения из мертвых Иисуса Христа Господа нашего (Рим. 1:1–4). И еще писавши к Римлянам об Израиле, говорит: их и отцы и от них Христос по плоти, Который есть Бог над всеми, благословенный во веки (Рим. 9:5). И еще в послании к Галатам говорит: когда же пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, происшедшего от Жены, бывшего под законом, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление (Гал. 4:4–5), — ясно показывая, что Один Бог, давший обещание чрез пророков о Сыне, и Один Иисус Христос Господь наш, Который от семени Давидова по рождению Своему от Марии, и что Сей Иисус Христос есть предопределенный Сын Божий в силе по Духу Святыни чрез воскресение из мертвых, чтобы быть Ему перворожденным из мертвых, как он есть первородный во всей твари; Сын Божий, сделавшийся Сыном Человеческим, чтобы чрез Него нам получить усыновление, потому что человек[58] носит, принимает и содержит Сына Божия. Поэтому и Марк говорит: начало Евангелия Иисуса Христа Сына Божия, как написано у пророков (Мк. 1:1), зная Одного и Того же Сына Божия Иисуса Христа, Который был возвещен пророками, Который есть Эммануил от плода чрева Давидова, Вестник великого совета (Ис. 9:6) Отца, чрез Которого Бог воссиял восток и даровал праведного дому Давидову и воздвиг ему рог спасения (Лк. 1:69) и поставил свидетельство в Иакове, как говорит Давид, рассуждая о причинах Его рождения, и положил закон в Израиле, да узнает Его иной род, дети, которые родятся от сих, и они восставая расскажут сыновьям своим, чтобы возложили надежду свою на Бога и взыскали Его заповеди (Пс. 77:5–7). И опять ангел, благовествуя Марии, говорит: Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь престол Давида Отца Его (Лк. 1:32), исповедуя Того Самого, Который есть Сын Всевышнего, Его же и Сыном Давида. И Давид, зная чрез Духа устроение пришествия Его, по которому Он владычествует над всеми живыми и мертвыми, исповедал Его Господом, сидящим одесную Всевышнего Отца (Пс. 109:1).

4. И Симеон, который получил от Духа Святого обещание, что он не увидит смерти прежде, нежели увидит Христа Иисуса, принимая на руки Его, перворожденного от Девы, благословил Бога и сказал: ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по Слову Твоему с миром, ибо видели очи мои Спасение Твое, Которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и Славу народа Твоего Израиля (Лк. 2:29–32), сим исповедуя, что Младенец, Которого он держал в своих руках, Иисус, рожденный от Марии, Он есть Христос Сын Божий, Свет для всех и Слава самого Израиля, и мир и успокоение усопших. Ибо Он обнажил людей, отнимая у них неведение, даруя же им Свое познание и распространяя тех, которые познали Его, как говорит Исаия: нареки имя, скоро раздень, быстро раздели (Ис. 8:3). Таковы дела Христа. Он был — Христос, Которого держа Симеон благословлял Всевышнего, Которого увидев пастухи прославляли Бога, Которого Иоанн, будучи еще во чреве матери своей, тогда как Он был в утробе Марии, признал Господом и приветствовал взыгранием, Которого волхвы увидев поклонились и принесли Ему дары, выше мною упомянутые, и простершись пред Вечным Царем отошли иным путем, не возвращаясь путем ассириан. Прежде чем Отрок будет уметь называть отца или мать, Он получит силу Дамаска и добычи самарийския против царя ассирийского (Ис. 8:4)[59], (говорит Исаия) таинственно, но сильно указывая, что Господь сокровенною рукою поражал Амалика (Исх. 17:16). Поэтому, Он исхитил и отроков, бывших в доме Давидовом, которые имели счастливый жребий родиться в то время, чтобы предпослать их в Свое Царство; Сам будучи Младенцем, Он приготовил мучеников из младенцев человеческих, которые были, согласно с Писаными, убиты за Христа, родившегося в Вифлееме иудейском, в городе Давидовом.

5. Поэтому и Господь, по воскресении Своем, сказал ученикам: о несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что говорили пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу свою (Лк. 24:25, 26). И еще говорит им: вот слова, которые Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и в пророках, и псалмах. Тогда отверз их ум, чтобы разумели Писания, и сказал им: «Так написано и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах (Лк. 24:44–47). А Он есть рожденный от Марии. Сыну Человеческому — сказал Он — много должно пострадать, быть отвержену, и быть распяту, и в третий день воскреснуть (Мк. 8:31; Лк. 9:22). Итак, Евангелие не знает другого Сына Человеческого, кроме рожденного от Марии, Который и пострадал, и не Христа, Который оставил Иисуса пред страданием: но оно знает родившегося Иисуса Христа Сына Божия, и что Сей Самый пострадал, воскрес, как подтверждает Иоанн, ученик Господа, говоря: сие же написано, дабы вы веровали, что Иисус есть Христос Сын Божий, и веруя имели жизнь вечную во имя Его (Ин. 20:31), провидя эти богохульные учения, которые разделяют Господа, сколько от них зависит, говоря, что Он произошел из различных субстанций. Поэтому и в послании своем он так свидетельствует нам: дети, последнее время; и как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы из сего и познаем, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши, ибо если бы они были наши, то остались бы с нами, но (они вышли и чрез то) открылось, что они не наши. Посему знайте, что всякая ложь есть отвне, а не от истины. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист (1 Ин. 2:18–22).

6. Но поелику все вышеупомянутые (еретики), хотя языком исповедуют Единого Иисуса Христа, сами посмеваются над собою, иное думая и иное говоря; ибо их мнения разнообразны, как я показал: они говорят, что один пострадал и родился, это Иисус, а другой, сошедший на него, это Христос, Который опять восшел, и что тот, который произошел от Димиурга или есть по домостроительству, или который родился от Иосифа, подвержен страданию[60], а на него с невидимых и неизреченных (мест)

Итак, Один Бог Отец, как я показал, и Один Христос Иисус Господь наш, имеющий придти по всеобщему устроению и все восстановляющий в Себе. Во всем же есть и человек, создание Божие; поэтому, и человека восстановляя в Себе Самом, Он невидимый сделался видимым, необъемлемый сделался объемлемым и чуждый страдания страждущим, и Слово стало человеком, все восстановляя в Себе; так что как в пренебесном, духовном и невидимом (мире) начальствует Слово Божие, так и в видимом и телесном Оно имеет начальство и, присвояя Себе первенство и поставляя Себя Самого Главою Церкви, все привлечет к Себе в надлежащее время.

7. У него нет ничего неполного и неблаговременного, как и у Отца нет ничего несообразного. Ибо все это предведено Отцом, совершается же Сыном, как прилично и как следует, в надлежащее время. Поэтому, когда Мария побуждала Его совершить дивное знамение вина и прежде времени хотела участвовать в таинственной чаше[61], то Господь устраняя Ее неблаговременную поспешность, сказал: что Мне и Тебе, Женщина? еще не пришел час Мой (Ин. 2:4), ожидая того часа, который предуведен Отцом. Поэтому также, когда не раз люди хотели его схватить, сказано: никто не возложил на Него рук, ибо еще не пришел час (Ин. 7:30) взяты Его, ни время страдания, предуведенное Отцом, как и пророк Аввакум говорит: когда приближатся годы, Ты будешь познан, когда придет время, Ты явишься; когда смутится душа моя во гневе, Ты вспомнишь Твою милость (Авв. 3:2). И Павел говорит: когда же пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Гал. 4:4). Из сего видно, что все предуведенное Отцом Господь наш совершил в порядке, вовремя и в предуведенный и надлежащий час, будучи Один и тот же, но богатый и многий. Ибо Он исполняет богатую и многую волю Отца, так как Он есть Спаситель спасаемых, и Господь находящихся под Его господством, и Бог созданных вещей, и Единородный (Сын) Отца, и Христос предвозвещенный, и Слово Божие воплотившееся, когда пришла полнота времени, в которое Сыну Божию надлежало сделаться Сыном Человеческим.