8. Итак, вне домостроительства (Христова) все те, которые под предлогом «знания» думают, что один был Иисус, а другой Христос, и другой Единородный, от Которого опять Слово, и иной Спаситель, Которого эти ученики заблуждения признают произведением эонов, происшедших в несовершенстве: эти люди по наружности овцы, ибо они кажутся подобными нам по образу выражения, который употребляют наружно, говоря одинаково с нами, а внутри они волки. Ибо их учение человекоубийственно, вымышляя многих богов и представляя многих отцов, а уменьшая и на многое разделяя Сына Божия: их–то Господь повелел нам остерегаться, и ученик Его Иоанн в своем вышеупомянутом послании заповедал избегать говоря: многие обольстители пришли в сей мир, не исповедующие Иисуса Христа во плоти пришедшего; такой (человек) есть обольститель и антихрист. Наблюдайте за ними, дабы вам не потерять того, над чем вы трудились (2 Ин. 7:8). И еще говорит в послании: много лжепророков появилось в мире. Духа Божия узнавайте вот почему: всякий Дух, Который исповедует Иисуса Христа во плоти пришедшего, есть от Бога; а всякий дух, разрушающий (1 Ин. 4:1–2)[62] Иисуса Христа, не есть от Бога, но от антихриста. Эти (слова) согласны с тем, что сказано в Евангелии, что Слово стало плотию и обитало среди нас (Ин. 1:14). Поэтому, еще в послании говорит: всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден (1 Ин. 5:1), зная Одного и Того же Иисуса Христа, Которому открыты врата небесные ради принятия Им плоти: Он в той же плоти, в которой пострадал, и придет открыть славу Отца.

9. Согласно с сим и Павел беседуя к римлянам; говорит: тем более те, которые получают обилие благодати и праведности для жизни, будут царствовать посредством Единого Иисуса Христа (Рим. 5:17). Итак, он не знал Того Христа, Который улетел от Иисуса, и не знал горнего Спасителя, которого они называют непричастным страданию. Ибо если один пострадал, а другой остался непричастен страданию, и один родился, а другой сошел на родившегося и потом оставил его, то уже оказывается не один, а двое. А что апостол знал Одного и родившегося и пострадавшего Иисуса Христа, он опять говорит в том же послании: неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Дабы, как Христос воскрес из мертвых, так и нам ходить в обновлении жизни (Рим. 6:3–4)[63]. И еще показывая, что Христос пострадал, и что Сам Сын Божий умер за нас и Своею кровию искупил нас в предопределенное время, он говорить: Ибо зачем Христос, когда мы еще были немощны, в определенное время умер за нечестивых? Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы еще были грешниками: тем более ныне, будучи оправданы кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его, — тем более примирившись спасемся жизнию Его (Рим. 5:6–10). Того Самого, Который был взят и пострадал и пролил кровь Свою за нас, Его он очень явно называет Христом и Сыном Божиим, Который и воскрес и был взят на небо, как сам (Павел) говорит: «Христос умер, но и воскрес; Он и одесную Бога (Рим. 8:34), и еще: зная, что Христос восстав из мертвых уже не умирает (Рим. 6:9). Ибо сам предвидя чрез Духа подразделения злых учителей и желая отсечь всякий повод к разногласию, он говорит вышеприведенное: Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела (Рим. 8:11). Только что он не возглашает к желающим слушать: не заблуждайтесь; Один и Тот же Христос Иисус Сын Божий, который Своим страданием примирил нас с Богом и воскрес из мертвых, Который находится одесную Отца и совершен во всем; Который будучи биен не отражал ударов, страдая не угрожал (1 Петр. 2:23) и терпя мучения умолял Отца простить тех, кто распинали Его. Ибо Он Сам, поистине, Спас, Он есть Слово Божие, Он Единородный от Отца, Христос Иисус Господь наш.

Гл XVII. Апостольское учение о Святом Духе, сошедшем на Иисуса Христа

1. Конечно Апостолы могли сказать, что Христос сошел на Иисуса, или горний Спаситель (сошел) на того, кто по домостроительству, Тот, Кто происходит из невидимых (мест) — на того, кто от Димиурга, но ничего такого они не знали и не говорили; ибо если бы они знали, то и сказали бы; а они, что было, то и сказали; именно, что Дух Божий, как голубь, сошел на Него, Тот Дух, о Котором сказано Исаиею: и почиет на Нем Дух Божий (Ис. 11:2), как я уже сказал. И еще: Дух Господний на Мне, потому что Он помазал Меня (Ис. 61:1). Тот Дух, о Котором Господь говорит: это не вы говорите, но Дух Отца вашего говорит в вас (Mф. 10:20). И опять, давая ученикам власть возрождать в Бога, Он говорил им: итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Mф. 28:19). Его (Бог) чрез пророков обещал излить в последние времена на рабов и рабынь, чтобы они пророчествовали; поэтому Он сошел и на Сына Божия, сделавшегося Сыном Человеческим, обыкая вместе с Ним обитать в роде человеческом и почивать на людях и жить в создании Божием, делая в них волю Отца и обновляя их от ветхости в обновление Христово.

2. Сего Духа просил Давид для рода человеческого, говоря: и Духом владычным утверди меня (Пс. 50:12). Он и сошел, как говорит Лука, по вознесении Господа на учеников в день Пятидесятницы, имея власть допустить все народы к двери жизни и к откровению Нового Завета; почему они согласно на всех языках и славили Бога, так как Дух приводил к единству разделенные племена и приносил Отцу начатки всех народов. Поэтому и Господь обещал послать Утешителя, Который бы соединил нас с Богом. Ибо как из сухой пшеницы не может быть сделана одна масса и один хлеб без влаги, так и мы, как многое, не могли сделаться едино во Христе Иисусе без воды с неба. И как сухая земля не приносит плода, если не получит влаги, так мы, будучи первоначально сухим деревом, никогда бы не произвели плода жизни без добровольного орошения свыше. Ибо тела наши получили единство (между собою) посредством бани, ведущей к нетлению, а души — чрез Духа. Поэтому то и другое необходимо, так как то и другое способствуют к жизни Божией, ибо Господь наш, милосердуя к той самарянке[64] блуднице, — которая не осталась с одним мужем, но блудодействовала во многих браках, — показал ей и обещал воду живую, чтобы более не жаждала и не трудилась для приобретения освежающей воды, имея в себе самой питие, льющееся в жизнь вечную; и Господь получив этот дар от Отца и Сам даровал его тем, которые становятся Его причастниками, посылая на всю землю Святого Духа.

3. Гедеон — тот израильтянин, которого Бог избрал для избавления израильского народа от власти иноплеменников, — провидя этот милостивый дар, изменил свою просьбу (Суд. 6:37 и дал.), пророчествуя, что будет сухость на овчем руне, на котором только сперва была роса — а руно было образом народа, — т. е. что они не будут уже иметь Святого Духа от Бога, как говорит Исаия: и повелю облакам, чтобы они не давали дождя на нее (Ис. 5:6), а на всей земле будет роса, т. е. Дух Божий, сошедший на Господа, Дух премудрости и разумения, Дух совета и силы, Дух ведения и благочестия, Дух страха Божия (Ис. 11:2). Этого Духа, опять, Он даровал Церкви, посылая на всю землю Утешителя с небес, откуда и диавол, по словам Господа (Лк. 10:18), низринулся как молния. Посему, как необходима роса Божия, дабы нам не сжечься и не сделаться бесплодными, и где имеем обвинителя, там иметь нам и Утешителя, так как Господь поручает Духу Святому Своего человека[65], попавшегося разбойникам, над которым Он сжалился и обвязал его раны, давая два царских динария, так чтобы мы, получая чрез Духа образ и написание Отца и Сына, с пользою употребили вверенный нам динарий, причисляя прибыль его Господу.

4. Когда таким образом Дух сходил по предопределенному устроению, и когда Сын Божий Единородный, Который есть и Слово Отца, с наступлением полноты времени воплотился, сделавшись человеком ради человека, и исполнил все условия человеческой природы, когда Господь наш Иисус Христос есть Один и Тот же, как я Сам Господь свидетельствует и Апостолы исповедуют и пророки возвещают: то оказываются ложными все учения этих людей, которые выдумали мнимые Осьмерицы и Четверицы и подразделения[66], устраняют Духа, думают же, что один был Христос, а другой Иисус и учат, что не один был Христос, а много, и хотя говорят, что они были соединены, но опять их разделяют, представляя, что один (Христос) подвергся страданию, а другой остался его чужд, и что последний восшел в Плирому, а тот остался в среднем месте[67], что один пиршествует и наслаждается в невидимых и неименуемых (местах), а другой находится с Димиургом, лишая его силы. Поэтому, и тебе и всем, читающим это сочинение и заботящимся о своем спасении, надлежит не поддаваться, когда слышат со стороны речи этих людей: ибо говоря сходное с (учением) верующих, как я прежде сказал, содержат мнения не только различные, но и совершенно противоположные и исполненные богохульства, которыми убивают тех, которые посредством сходства слов усвояют себе не сродный с их расположением яд, как если бы кто, давая алебастровую чашу, наполненную водою вместо молока, обманул сходством цвета, как некто лучший меня обо всех, извращающих (дела) Божия и искажающих истину, сказал: «алебастр худо смешивается с молоком Божиим»[68].

Гл XVIII. О воплощении Сына Божия, и что Он не мнимо, но истинно воплотился

1. Когда ясно показано, что бывшее вначале у Бога Слово, Которым все создано, Которое также всегда было присуще роду человеческому, в последние времена согласно с временем предопределенным Отцом, соединилось с Своим созданием и сделалось человеком, могущим страдать, то устраняется всякое возражение тех, которые говорят: и если Он родился в то время, то значит прежде не было Христа». Ибо я показал, что Сын Божий, вначале сущий у Отца, не (существовать) начал тогда, но воплотившись и сделавшись человеком, он снова начал длинный ряд человеческих (существ) и сокращенно даровал нам спасение, так что потерянное нами в Адаме, т. е. бытие по образу и подобию Божию, мы опять получили во Христе Иисусе.

2. Ибо невозможно было, чтобы человек, который раз был побежден и погиб чрез непослушание, сам воссоздал себя и получил награду за победу; также невозможно было, чтобы получил спасение тот, кто впал под власть греха: то и другое сделал Сын, Который есть Слово Божие от Отца происходящее, Который воплотился и нисшел даже до смерти и совершил домостроительство нашего спасения. Ему веровать несомненно увещевая нас, (Павел) опять говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? т. е. Христа свести. Или кто сойдет в бездну? т. е. Христа из мертвых возвести (Рим. 10:6–7); затем продолжает: ибо если устами своими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем своим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься (Рим. 10:9). И он представил основание, почему это сделало Слово Божие, говоря: Ибо Христос для того и жил и умер и воскрес, чтобы владычествовать над живыми и мертвыми (Рим. 14:9). И еще писавши к Коринфянам, говорит: «а мы проповедуем Христа Иисуса распятого (1 Кор. 1:23); и прибавляет: чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение крови Христовой? (1 Кор. 10:16).

3. Кто же участвовал с нами в пище? Выдумываемый ли ими горний Христос, который распростерся чрез Предел и дал образ их Матери, или Эммануил от Девы, Который вкушал масло и мед, и о Котором говорить пророк: И Он есть Человек, и кто познает Его (Иер. 17:9)? Его именно проповедовал Павел: ибо я первоначально предал вам — говорить он, — что Христос умер за грехи наши по Писаниям, и что Он погребен был и воскрес в третий день по Писаниям (1 Кор. 15:3–4). Ясно, что Павел не знал другого Христа, кроме только Того, Который и пострадал и погребен и воскрес, Который и родился и Которого он назвал человеком. Ибо сказав: если о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, он прибавляет в объяснение причины Его воплощения: поелику смерть чрез человека, то чрез человека же и воскресение мертвых (1 Кор. 15:12, 21). И везде, где говорит о страдании Господа нашего, о человечестве Его и о смерти, он употребляет имя Христа, как например в следующем месте: не губи своею пищею того, за кого Христос умер (Рим. 14:15). И еще: а теперь, во Христе, вы, бывшие никогда далеко, стали близки Кровию Христовою (Еф. 2:13). И еще: Христос искупил нас от проклятия закона, сделавшись за нас проклятием; ибо написано: проклят всяк висящий на древе (Гал. 3:13; Втор. 21:23). И еще: и от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос (1 Кор. 8:11), — показывая, что не сходил на Иисуса неспособный страдать Христос, но что Он Сам, будучи Иисусом Христом, пострадал за нас, — Он, Который почил и воскрес, Который нисшел и возшел. Сын Божий, сделавшийся Сыном человеческим, как показывает и самое имя. Ибо в имени Христа подразумевается помазавший и помазанный и самое помазание, которым Он помазан. Помазал Отец, помазан же Сын посредством Духа, Который есть помазание, как чрез Исаию говорит Слово: Дух Божий на Мне, потому что Он помазал Меня (Ис. 65:1), обозначая и помазующего Отца и помазанного Сына и помазание, которое есть Дух.

4. И Сам Господь ясно указывает, Кто пострадал. Ибо когда Он спросил учеников: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? и когда Петр отвечал: Ты Христос Сын Бога живого, и был Им одобрен, потому что не плоть и кровь открыли ему, но Отец, сущий на небесах (Mф. 16:13, 16–17), то показал, что Он, Сын Человеческий, есть Христос Сын Бога живого: ибо с того времени — говорится — Он начал открывать ученикам, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от священников, быть отвержену и распяту и в третий день воскреснуть (Mф. 16:21) [69].

Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот спасет ее» (Mф. 16:24–25). Это Христос говорил открыто, Сам будучи Спаситель тех, которые имели быть преданы смерти за исповедание Его и потерять свои души.

5. Если же Он не имел Сам пострадать, а должен бы был улететь от Иисуса, то зачем Он и увещевал учеников взять крест свой и следовать за Ним, — крест, которого Он Сам не взял по мнению этих (еретиков), а уклонился от страдания? Ибо, что Он говорит не относительно признания горнего Креста (Ставроса), как некоторые осмеливаются толковать, но о страдании, которое Ему должно было потерпеть, и сами ученики Его имели понести, — это Он показал в словах: кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет, обретет ее. И что ученики Его должны были пострадать ради Его, Он говорил иудеям: вот Я посылаю к вам пророков и мудрых и учителей, и некоторых из них вы убьете и распнете (Mф. 23:34); и ученикам говорил: «пред правителями и царями вы станете за Меня, и некоторых из вас будут бить и умертвят и будут гнать из города в город (Mф. 10:17–8). Итак Он знал и тех, которые имели потерпеть гонение, знал и тех, которые имели быть биты и убиты за Него; и Он не говорил о другом Кресте, но о страдании, которому должен был подвергнуться сперва Он Сам, а потом ученики Его. Поэтому, Он и давал им такое увещание: не бойтесь убивающих тело, душу же не могущих убить; а бойтесь того более, кто может и душу и тело послать в геенну (Mф. 10:28), и (увещевал) соблюдать исповедание (веры) в отношении к Нему. Ибо Он обещал исповедать пред Отцем Своим тех, которые исповедают Его имя пред человеками, и отвергнуться тех, которые отвергнутся Его, и постыдить тех, которые постыдятся исповедания Его, и при всем этом, некоторые (из еретиков) дошли до такого безрассудства, что презирают мучеников и порицают тех, которые убиваются за исповедание Господа и подвергаются (бедствиям) предсказанным Господом, и в этом отношении стараются идти по стопам Господа, сделавшись мучениками Страждущего (Христа): таковых мы и предаем (на суд) самим мученикам. Ибо когда взыщется кровь их, и они получат славу, тогда будут постыжены Христом бесчестившие их мученичество. Из того, что Господь на кресте сказал: Отче прости им, ибо не знают что делают (Лк. 23:34), обнаруживается великодушие, терпение, милосердие и благость Христа, так что Он и страдал и прощал сделавших Ему зло. Ибо Слово Божие, которое сказал нам: любите врагов ваших и молитесь за ненавидящих вас (Mф. 5:44), Он Сам исполнил на кресте, до такой степени любя человеческий род, что молился за предавших Его смерти. Если же кто, как бы допустив двух существующих (Христов), станет судить о них, то тот окажется гораздо лучше и терпеливее и, поистине, благим, который среди самых ран и поражений и прочих причиненных Ему (страданий) благотворит и не помнит сделанного ему зла, чем тот, который улетел и не потерпел никакой обиды и поруганий.